Основными показателями государственного бюджета являются. Основные показатели и методы статистики государственного бюджета

41. Основные показатели статистики государственного бюджета

К показателям статистики государственного бюджета относятся:

1. Доходы (как поступления в бюджет) – это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет.

Различают следующие виды доходов: текущие (налоговые и неналоговые) и капитальные.

Налоги – это обязательные и безвозмездные сборы, взимаемые госорганами всех уровней с физических и юридических лиц по ставкам, установленным в законодательном порядке, с целью финансирования общественных расходов.

Неналоговые поступления – это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).

2. Официальные трансферты – невозвратные, безвозмездные, необязательные поступления, полученные от других учреждений государственного управления отечественных и зарубежных или международных организаций. Они имеют нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций.

3. Расходы – это все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные).

4. Чистое кредитование (кредитование минус погашение) включает операции учреждений государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам экономики с целью выполнения принятых государственных программ.

Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета вычисляется как сумма доходов и полученных трансфертов минус суммы расходов и «кредитование за вычетом погашения».

Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (процифита) с противоположным знаком. Его величина может быть определена как:

Дефицит = (Заимствование – Погашение долга) + Уменьшение остатковликвидных финансовых средств .

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.

По валютному критерию государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. По уровням управления выделяют государственный долг Рф и муниципальный долг. По срокам долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочны ми (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет).

Аналогично группировке финансирования бюджетного дефицита и государственного долга заимствования государством подразделяются на внутренние и внешние. Существуют следующие основные формы внутреннего заимствования государством: государственные облигационные займы, другие ценные бумаги; обращение части вкладов населения в государственные займы; заимствование средств общегосударственного ссудного фонда: казначейские ссуды; гарантированные займы.

Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию расходов органов государственной власти и местного

Из книги Финансы автора Котельникова Екатерина

2. Классификация доходов государственного бюджета Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного

Из книги Экономическая статистика автора Щербак И А

3. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней

Из книги Общая теория статистики автора Щербина Лидия Владимировна

22. Социально-экономическая сущность государственного бюджета Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию расходов органов государственной власти и местного

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

23. Классификация доходов государственного бюджета Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного

Из книги Бухгалтерский учет с нуля автора Крюков Андрей Витальевич

24. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

45. Показатели таможенной статистики внешней торговли Статистическая информация по внешней торговле содержит данные о количестве и стоимости экспорта и импорта, сальдо внешнеторговых балансов; дает представление о стране происхождения и стране назначения того или

Из книги автора

4. Признаки совокупности и показатели статистики Признаком единицы совокупности называют ее характерную черту, конкретное свойство, особен–ность, качество, которое может быть наблюдаемо и измерено. На признаки единиц совокупности накла–дывается требование их

Из книги автора

19. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Современные проблемы Основными источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов - подоходный налог с граждан, налог на фонд заработной платы, налог на прибыль компаний,

Из книги автора

Классификация налогов по уровням государственного бюджета Деятельность органов государственной власти финансируется из государственного бюджета. Государственная власть делится на три уровня: федеральная, региональная (представленная органами власти субъектов

Из книги автора

Вопрос 44. Показатели статистики материальных оборотных средств Показатель обеспеченности производственными запасами характеризует наличие материальных оборотных средств у предприятия: Для характеристики использования материальных оборотных средств используются

Из книги автора

Вопрос 55. Показатели статистики товарных запасов Товарными запасами называется масса товаров, которые находятся на складах производства и в сфере товарного обращения с момента поступления их из производства до момента реализации.Товарные запасы в сфере товарного

Из книги автора

Вопрос 58. Показатели равномерности и ритмичности поставок продукции. Показатели статистики перевозок грузов Равномерностью называется соблюдение сроков и размеров поставки, оговоренных контрактом.Оценку степени равномерности поставок можно получить с помощью

Из книги автора

Вопрос 70. Задачи статистики государственного бюджета Статистика государственного бюджета является одной из составных частей статистики финансов.В состав общегосударственных фондов денежных средств в РФ входят:1) государственный бюджет;2) внебюджетные фонды

Из книги автора

Вопрос 71. Основные определения статистики государственного бюджета Сектор государственного управления – это одно из основных понятий, которые используются в статистике государственного бюджета. На основе данной экономической категории устанавливается круг

Из книги автора

Вопрос 72. Показатели статистики государственного бюджета В статистике государственного бюджета используются абсолютные и относительные показатели.К абсолютным показателям статистики государственного бюджета относятся:1) налоги – это доходы – это обязательные

Статистика государственного бюджета является одной из составных частей статистики финансов.

В составе общегосударственных фондов денежных средств в РФ выделяют:

1) государственный бюджет;

2) внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Фонды развития НИОКР и др.).

Объектами изучения статистики государственного бюджета являются основной общегосударственный фонд – государственный бюджет, а также финансовые отношения, которые складываются у государства с предприятиями, учреждениями и населением.

Государственный бюджет является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Его структура определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в общественных интересах.

Главная задача статистки государственного бюджета – это характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Данная задача раскрывается в более конкретных подзадачах. Среди них:

1) определение общей величины доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);

2) анализ структуры доходов государственного бюджета;

3) анализ структуры расходов государственного бюджета;

4) определение источников финансирования бюджетного дефицита;

5) расчет размеров государственного внутреннего долга;

6) характеристика эффективности проведения государством фискальной политики;

7) анализ влияния фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

В процессе решения данных задач статистика государственного бюджета собирает и обобщает данные, подготавливая статистическую информацию, которая необходима для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики.

В статистике государственного бюджета РФ отражаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления с учетом международных стандартов в этой области.

Направления статистики государственных финансов, выделяемые в международной статистической практике:

1) бюджета органов государственного управления:

а) статистика бюджетного хозяйства:

· статистика проекта государственного бюджета и финансового планирования;

·статистика кассовых операций (фактические расходы и доходы);

б) статистика финансов высших учебных заведений (их годовые доходы и расходы);

в) статистика задолженности всех единиц сектора государственных учреждений, кроме органов социального страхования и хозяйствующих единиц, осуществляющих непосредственное управление государством;



г) статистика государственных служащих. Основными задачами являются учет численности служащих, их группировка по возрасту и разрядам для определения фонда оплаты их труда;

2) налоговая статистика:

а) статистика налоговых поступлений. Определяются суммы, предусмотренные для распределения и перераспределения;

б) статистика акцизов. Учету подлежат налоги на нефть, табак, спиртные напитки, ювелирные изделия и другие продукты, а также предприятия, облагаемые налогами и освобожденные от них на отдельные виды продукции;

в) статистика налогооблагаемой суммы доходов (сумма оплаты труда, облагаемая подоходным налогом, стоимость имущества и добавленная стоимость, подлежащая налогообложению и т.д.).

Основные определения статистики государственного бюджета.

Одним из основных понятий, которые используются в статистике государственного бюджета, является понятие сектора государственного управления .С помощьюданной экономической категории определяется круг институциональных единиц (государственных предприятий и учреждений), чьи доходы и расходы подлежат отражению в государственном бюджете.

В сектор государственного управления включаются институциональные единицы, деятельность которых связана с выполнением функций государственного управления :

1) проведение государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера;

2) перераспределение доходов и богатства, которое осуществляется с помощью налогообложения единиц других секторов экономики и путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.



Помимо сектора государственного управления, выделяются другие категории, которые определяют характер системы статистических показателей государственного бюджета и отражают сущность различных хозяйственных операций, осуществляемых учреждениями государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики :

1) поступления или платежи;

2) поступления (платежи) невозвратные или возвратные;

3) поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;

4) текущие или капитальные поступления (платежи);

5) приобретение финансовых активов или принятие обязательств;

6) приобретение финансовых активов для проведения государственной политики или управления ликвидностью.

Категории поступлений или платежей (возвратных или невозвратных) относятся ко всем экономическим операциям. Категории возмездных или безвозмездных поступлений касаются только невозвратных операций. Приобретение финансовых активов и принятие обязательств относятся ко всем возвратным операциям.

При осуществлении любой экономической операции предполагается наличие двух сторон, которые называются участниками операции. В большинстве операций задействованы два встречных потока: один поток направляется участнику операции (поступления), другой поток – от него (платежи).

Платежи или поступления являются возвратными в том случае, если обратный поток осуществляется в виде договорных обязательств с фискальным сроком погашения. Если же обратный поток осуществляется в иной форме, то платежи или поступления считаются невозвратными .

Невозвратные платежи и поступления являются возмездными в том случае, если обратный поток осуществляется в виде платежей посредством товаров и услуг. Если же поток товаров и услуг отсутствует, то невозвратные платежи или поступления являются безвозмездными . Таким образом, возмездные операции изначально предполагают платежи на условиях компенсации.

Деление поступлений (платежей) на текущие или капитальные связано с их целевым назначением. Операции с капиталом включают те поступления (платежи), которые связаны с приобретением, созданием или продажей активов, срок использования которых в процессе производства составляет более 1 года (включая нематериальные активы и землю). Безвозмездные капитальные платежи классифицируются на официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и на капитальные трансферты, если они получены из негосударственных источников.

В статистике государственного бюджета учет операций осуществляется на кассовой основе, т.е. на основе регистрации фактических денежных потоков, а в системе национального счетоводства (СНС) – на основе начисленных сумм, т.е. на момент возникновения дебиторской или кредиторской задолженности.

Абсолютные показатели статистики государственного бюджета

Основными абсолютными показателями статистики государственного бюджета является:

1) доходы;

2) официальные трансферты;

3) расходы;

4) чистое кредитование;

5) превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).

Доходы – это обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет. Бюджетные доходы делятся на текущие и капитальные доходы. В составе текущих доходов выделяют налоговые и неналоговые поступления.

Налоги – это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, которые взыскиваются государственными учреждениями для удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, и прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты.

Неналоговые поступления – это возмездные поступления (доходы от собственности, поступления от случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий и др.) и некоторые безвозмездные поступления (частные пожертвования, штрафы и др.).

Официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, которые имеют нерегулярный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций. Данный финансовый поток поступает от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Если же поступления носят характер безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников, то они включаются в категорию доходов.

Расходы – это вся совокупность невозвратных платежей вне зависимости от их возвратности и целей расходования (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления выделяются в отдельную категорию.

Чистое кредитование (кредитование минус гашение) – это вся совокупность операций учреждений государственного управления с финансовыми требованиями по отношению к другим секторам, которые осуществляются в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Итоговыми показателями финансовой деятельности государства является дефицит (или профицит).

Дефицит (превышение расходов над доходами) = (заимствование - погашение долга) + уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

Профицит (превышение доходов над расходами)= (погашение-заимствование)+увеличение остатков финансовых средств.

Результатом накопления бюджетного дефицита является государственный долг.

Государственный долг – это неоплачиваемая сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром. Данная задолженность образовалась в результате операций между учреждениями государственного управления и секторами экономики в прошлом. Она может быть погашена с помощью операций этих учреждений в будущем периоде или переформирована в бессрочный долг.

В государственный долгне включаются :

1) внутренние и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления;

2) обязательства органов денежно-кредитного регулирования;

3) необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок;

4) любая текущая задолженность по неоплачиваемым обязательствам.

Относительные показатели статистического государственного бюджета.

Анализ выполнения бюджета любого уровня осуществляется с помощью вычисления относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также по различным видам и целевому назначению.

Характеристика факторов, которые повлияли на отклонение от плана, может быть осуществлена с помощью метода цепных подстановок. Например, изменение налоговых доходов Н могло произойти под влиянием двух факторов :

1) изменение налоговой базы Б;

2) изменение налоговой ставки С.

Влияние изменения налоговой базы на абсолютный прирост налоговых доходов определяется по формуле:

Влияние изменения налоговой ставки на абсолютный прирост налоговых доходов определяется по формуле:

где и – размер налоговой базы, соответственно, в отчетном и

базисном (плановом) периоде;

Уровень налоговой ставки, соответственно, в отчетном и

базисном (плановом) периоде.

Общий прирост налоговых доходов по конкретному виду налогов может быть рассчитан как сумма абсолютных приростов за счет двух факторов:

На основании абсолютных показателей статистки государственного бюджета можно рассчитать относительные статистические показатели, характеризующие экономическую деятельность сектора государственного управления:

В этом случае, если показатель доли налогов и сборов растет более быстрыми темпами чем показатель доли налогов, то можно сделать вывод о подорожании системы социального обеспечения.

С помощью показателя доли задолженности характеризуется число месяцев или периодов производственной деятельности, необходимое для погашения долга:

Показатель доли покрытия (1) показывает, какой процент расходов на социальные нужды покрывается за счет налоговых поступлений:

Показатель доли покрытия (2) показывает, какая доля объема расходов финансируется за счет займов.

Статистика государственных финансов

ТЕМА 4.2. Статистика общегосударственных финансов и денежного обращения

Основные показатели статистики государственного бюджета; показатели финансирования государственного бюджета и государственного долга; факторы, влияющие на уровень доходов государственного бюджета; методы анализа доходов государственного бюджета; система показателей статистики денег и денежного обращения; денежные агрегаты; денежный оборот и скорость обращения денег; анализ структуры денежной массы.

Государственные финансы - важнейшая составляющая часть финансовой системы страны. Предметом статистического изучения являются государственные финансы в целом и их составные части: бюджеты разных уровней государственного управления; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.

Центральным звеном этой системы является государственный бюджет (госбюджет).

Госбюджет определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования. Задача статистики госбюджета - определить:

♦ общую величину доходов и расходов, размер превышения расходов;

♦ структуру доходов и расходов бюджета;

♦ исполнение госбюджета на всех уровнях управления;

♦ источники финансирования дефицита:

♦ размеры государственного внутреннего и внешнего долга;

♦ эффективность проведения фискальной политики;

♦ влияние фискальной политики на экономику и уровень жизни населения.

Система статистических показателей госбюджета определяется бюджетной классификацией, которая относит все операции, осуществляемые органами государственного управления, к платежам или поступлениям.

Платежи и поступления, осуществляемые через госбюджет делятся на невозвратные и возвратные.

Невозвратные платежи и поступления считаются возмездными, если имеет место обратный поток товаров и услуг, и безвозмездными, если такой поток отсутствует (сборы и платежи - возмездные операции, налоги - безвозмездные).

Возвратные поступления возникают в результате договорных отношений и имеют фиксированный срок погашения. Если договорные обязательства с фиксированным сроком погашения отсутствуют, то они считаются невозвратными.

Безвозмездные платежи, полученные для приобретения капитальных активов, подразделяются на официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и на капитальные трансферты, если получены из негосударственных источников.

К основным показателям статистики госбюджета относятся:

♦ доходы;

♦ официальные трансферты;

♦ расходы;



♦ чистое кредитование (кредитование минус погашение);

♦ профицит и дефицит.

Доходы (поступления в бюджет) - это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет, которые разделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые (обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государством, с целью удовлетворения своих потребностей) и неналоговые поступле­ния (возмездные поступления, - например, доходы от собственности, сборы и др. - и некоторые безвозмездные поступления - например, штрафы, текущие частные пожертвования).

К капитальным доходам относятся доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли), а также капитальные.

Официальные трансферты (в государственном бюджете) - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, полученные от других учреждений (отечественных или зарубежных).

Расходы - это все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются.

Расходы разделяются на текущие (возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала, компенсацией потерь, вызванных разрушением капитальных активов, для получателей этих платежей) и капитальные (возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов, безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсация убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала).

Показатель «Чистое кредитование» (кредитование минус погашение) включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выруч­ки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Дефицит госбюджета возникает в случае превышения его расходов над доходами.

Профицит госбюджета - это превышение доходов над расходами.

Предусмотрена также группировка расходов бюджета по трем признакам:

функциональному назначению;

♦ экономическому назначению;

♦ ведомственному назначению.

Функциональная структура расходов отражает направления государственной деятельности (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социальное развитие).

Группировка расходов по экономическому назначению - разграничение средств, направляемых на текущие и капитальные расходы. Расходы могут быть возмездными, т. е. заплаченными в обмен на что-то (например, приобретение товаров или услуг) и безвозмездными. Данная группировка расходов позволяет детально распределить расходы по их предметному признаку (заработная плата, начисления, все виды хозяйственных расходов, трансферты населению и др.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета.

Группировка расходов по ведомственному признаку осуществляется с целью придания адресного характера процесса распределения финансовых ресурсов госбюджета. Данная группировка расходов дает возможность отразить распределение средств по их конкретным распоря­дителям (исполнителям) - федеральным министерствам и ведомствам.

Важнейшим средством государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений является государственный бюджет, который определяет пути и методы образования финансовых ресурсов для обеспечения социальной политики.

Цель статистики государственного бюджета - дать достоверную характеристику показателей государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:

1) общую величину и структуру доходов и расходов государственного бюджета;

2) размер дефицита или профицита;

3) источники финансирования бюджетного дефицита;

4) размеры государственного внутреннего долга.

В ходе обобщения и анализа статистических данных подготавливается соответствующая статистическая информация.

Основными показателями статистики государственного бюджета являются:

официальные трансферты;

чистое кредитование (кредитование за вычетом погашений);

дефицит (превышение расходов над доходами);

профицит (превышение доходов над расходами).

Доходы - это безвозвратные платежи, поступающие в государственный бюджет для осуществления социально-экономической деятельности государства. Доходы могут быть текущие (налоговые и неналоговые поступления) и капитальные.

Одним из видов доходов могут быть официальные трансферты, под которыми понимаются безвозмездные, невозвратные, единовременные поступления (помимо каких-либо обязательств) на добровольной основе в виде субвенций и дарений, а также в виде репараций от каких-либо организаций (в том числе международных) и учреждений (в том числе частных). Официальные трансферты включаются иногда в категорию «доходы», чтобы дефицит сокращался, а не финансировался.

Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяют с категорией «расходы» как фактор, влияющий на бюджетный дефицит.

Дефицит государственного бюджета ДФ исчисляется как сумма доходов Д и полученных трансфертов Т за вычетом суммы расходов Р и чистого кредитования Кч:

Объем финансирования дефицита зависит от разницы величины заимствований и погашенного долга, а также от величины уменьшения остатков ликвидных финансовых средств. По мере накопления бюджетного дефицита не только образуется, но и возрастает государственный долг (неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств государственных структур).

Итог эффективной деятельности государства, как правило, выражается в профиците. Тем не менее нормальным явлением считается величина бюджетного дефицита, не превышающая 3% к ВВП. Очень важно, за счет каких источников покрывается бюджетный дефицит. Если в первой половине 90-х годов преимущественным источником был неинфляционный внешний (иностранные заимствования и операции с ценными бумагами), то во второй половине 90-х годов государство покрывало бюджетный дефицит за счет внутреннего и внешнего источников в равных долях.

В настоящее время бюджетная политика Российского государства основывается на системе международных бюджетных классификаций, что позволило не только упорядочить статистическую информацию о государственном бюджете, но и осуществлять бюджетную деятельность государства в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда.

Опишите содержание основных международных бюджетных классификаций и принципы их формирования.

Упорядочение информации об операциях учреждений государственного управления, осуществляемое с помощью классификаций, позволяет проанализировать, в какой степени потребности государственного управления в расходах и кредитах могут быть удовлетворены за счет имеющихся в наличии ресурсов, без привлечения заемных средств или средств, накопленных за прошлые периоды. Этот принцип положен в основу классификаций государственного бюджета.

В результате классификации устанавливается сходство между операциями государственного управления и группируются сотни и тысячи отдельных операций и программ, входящих в состав основных компонентов, в относительно однородные категории, которые помогают выявить характер, структуру и экономическое воздействие таких показателей, как доходы, полученные официальные трансферты, расходы, кредитование минус погашение, финансирование и долг.

Операции, входящие в состав основных компонентов, классифицируются в соответствии с видом деятельности либо сегментом рынка, функционирующего вне сектора государственного управления, на которые они оказывают воздействие. Механизм такого воздействия состоит в изменении соотношения спроса и предложения путем изменения уровня налогов или объема субсидий, рыночной конкуренции на товары и услуги либо увеличения или уменьшения объема финансовых требований и обязательств на финансовых рынках.

Предлагаемая Международным валютным фондом система классификаций, определяющая структуру системы показателей государственного бюджета, включает следующие разделы:

A. Классификация доходов и полученных официальных трансфертов Б. Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения

B. Классификация операций финансирования бюджетного дефицита Г. Классификация государственного долга.

Рассмотрим более подробно эти основные классификации государственного бюджета.

Классификация доходов и полученных официальных трансфертов

I. Общие доходы и полученные официальные трансферты (II + VII)

II. Общие доходы (III + VI)

III. Текущие доходы (IV + V)

IV. Налоговые поступления

1. Подоходные налоги, налоги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости капитала

2. Отчисления на социальное страхование

3. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу

4. Налоги на собственность

5. Внутренние налоги на товары и услуги

6. Налоги на международную торговлю и внешние операции

7. Прочие налоги

V. Неналоговые поступления

VI. Доходы от операций с капиталом

VII. Полученные официальные трансферты

В классификации доходов прежде всего выделяются налоги (или налоговые поступления), представляющие собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи учреждениям государственного управления, и неналоговые поступления. Налоги классифицируются по характеру базы, с которой взимается налог, либо по виду деятельности, в результате которой возникает налоговое обязательство, например, импортирование продукции, продажа товаров и услуг, получение доходов.

Текущие неналоговые поступления группируются по их характеру (доходы от собственности, выручка от реализации и комиссионные сборы, штрафы или частные пожертвования).

Доходы от операций с капиталом включают доходы от продажи различных видов капитальных активов и добровольные взносы на капитальные вложения из негосударственных источников.

Официальные трансферты классифицируются в соответствии с их источниками (отечественные или зарубежные), а также по их назначению (для текущих расходов или капиталовложений).

Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения проводится по двум основным признакам: назначение или функция, с выполнением которой связаны расходы, и экономическая характеристика операций, при проведении которых осуществляются эти расходы.

Функциональная классификация расходов и кредитования

за вычетом погашения

1. Государственные услуги общего характера

2. Оборона

3. Общественный порядок и безопасность

4. Образование

5. Здравоохранение

6. Социальное страхование и социальное обеспечение

7. Жилищно-коммунальное хозяйство

8. Организация отдыха и деятельность в сферах культуры и религии

9. Топливно-энергетический комплекс

10. Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота

11. Горнодобывающая промышленность и полезные ископаемые (за исключением топлива); обрабатывающая промышленность; строительство

12. Транспорт и связь.

5. Как развивалась система бюджетных классификаций в РФ?

Бюджетная классификация, обязательная для всех учреждений и организаций страны.

Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов

бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической

классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования

дефицитов бюджетов РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной

системы России.

Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной

классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования

расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой

расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому

кредитов, выплата процентов, капитальные вложения в основной капитал, закупки

товаров, субсидии.

Классификация источников финансирования дефицита бюджета является

группировкой заемных средств, привлекаемых Россией, субъектами РФ и органами

местного самоуправления для покрытия дефицитов бюджетов.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является

группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по

распорядителям средств бюджета. Этот перечень утверждается законом о

федеральном бюджете на очередной финансовый год, в том числе затраты на

средств адресно.

Законодательство РФ устанавливает пределы применения бюджетной классификации

и ее различных частей.

Так, классификация доходов бюджетов РФ, функциональная, экономическая

классификация расходов, классификация источников внутреннего финансирования

дефицитов бюджетов, классификация видов государственных внутренних долгов РФ

и субъектов Федерации являются едиными и используются при составлении,

утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, а также при составлении

консолидированных бюджетов всех уровней.

При этом законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и

органы местного самоуправления вправе при утверждении соответствующих

бюджетов производить дальнейшую детализацию бюджетной классификации, не

Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации"

устанавливает пределы применения бюджетной классификации и ее отдельных

Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и органы

местного самоуправления вправе производить дальнейшую детализацию своих

бюджетов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной

классификации РФ.

9.2. Классификация доходов бюджета

Рассмотрим отдельные классификационные группировки бюджета.

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов

всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах

Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех

уровней бюджетной системы.

В составе доходов бюджетов выделяются следующие основные группы:

Налоговые доходы;

Неналоговые доходы;

Безвозмездные перечисления;

Доходы целевых бюджетных фондов.

Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды

доходов по источникам и способам получения, в том числе налоговые доходы по

видам налогов, неналоговые доходы по видам доходов. Налоги делятся также на

прямые и косвенные.

Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами в бюджетах учитываются доходы от

использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной

собственности. Учитываются и зачисляются, в бюджеты также средства,

получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального

имущества.

Зачисляются в доход бюджетов штрафы, как правило, в местные бюджеты, суммы

конфискаций, в принудительном порядке изымаемые в доход бюджетов в

соответствии с законодательством и решениями судов.

Налоговые доходы подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные законодательно

на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

Финансовая помощь бюджетам не относится к собственным доходам бюджета.

Регулирующие доходы бюджетов - виды доходов, получаемые бюджетами

в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной

системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами

отчислений.

Нормативные отчисления определяются законом о бюджете того уровня бюджетной

системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того

уровня, который распределяет доходы бюджета другого уровня.

Установлены базовые нормативы отчислений в бюджеты субъектов Российской

Федерации от таких налогов, как:

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые

(выполняемые, оказываемые) на территории РФ;

Налога на прибыль предприятий (организаций);

Подоходного налога с физических лиц;

Акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, вырабатываемые на

территории РФ;

Акцизов на товары, вырабатываемые на территории РФ;

Других федеральных налогов, подлежащих распределению между бюджетами разных

9.3. Функциональная классификация расходов бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой

расходов бюджетов и отражает направление бюджетных средств на выполнение

основных функций государства, в том числе на финансирование реализации

нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и

органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления

отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и полномочных

представителей Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры,

судов, фундаментальных исследований.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются

разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и

местное управление, средств на выполнение функций государства, государственное

управление и др. Функциональная классификация расходов бюджетов включает

следующие разделы:

Государственное управление и местное самоуправление;

Судебная власть;

Международная деятельность;

Национальная оборона;

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

Промышленность, энергетика и строительство;

Сельское хозяйство и рыболовство;

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология,

картография и геодезия;

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

Развитие рыночной инфраструктуры;

Жилищно-коммунальное хозяйство;

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных

бедствий;

Образование;

Культура, искусство и кинематография;

Средства массовой информации;

Здравоохранение и физическая культура;

Социальная политика;

Обслуживание государственного долга;

Пополнение государственных запасов и резервов;

Финансовая помощь бюджетам других уровней;

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных

договоров;

Мобилизационная подготовка экономики;

Исследование и использование космического пространства;

Прочие расходы;

Целевые бюджетные фонды.

В классификации расходов выделяются прочие расходы (резервные фонды

Президента РФ, Правительства РФ, расходы на проведение выборов и референдумов,

государственная поддержка завоза жильцов в районы Крайнего Севера).

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и

органы местного самоуправления могут делать дальнейшую детализацию объектов

бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не

нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий

уровень функциональной классификации расходов бюджетов и отражает

финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям

деятельности распорядителей средств.

9.4. Экономическая и ведомственная классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации

является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы

Российской Федерации по их экономическому содержанию. Классификация включает

следующие разделы: 1)текущие расходы; 2)капитальные расходы; 3) капитальный

ремонт; 4) приобретение земли; 5) предоставление кредитов.

В свою очередь подразделы включают виды расходов, подразделяемые на статьи

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета,

бюджетов других уровней является группировкой расходов, отражающей

распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов, по

разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной

классификации расходов бюджетов РФ, предметным статьям и элементам расходов

экономической классификации расходов бюджетов РФ. Перечень главных

распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом;

перечень распорядителей средств бюджетов Федерации и средств местных бюджетов

утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта Федерации и

органом местного самоуправления.

6. В чем проявляются особенности бюджетных классификаций в РФ?

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ - важнейшая составляющая бюджетного устройства Российской Федерации - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и использования бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. В состав бюджетной классификации входят: 1) классификация доходов бюджетов - группировка доходов бюджетов по всем уровням бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными.актами; 2) функциональная классификация расходов бюджетов - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций. Первый уровень этой классификации составляют разделы, отражающие выполнение государством его важнейших функций; второй - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в рамках соответствующих разделов; третий -классификация целевых статей расходов федерального бюджета (финансирование расходов по основным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета); четвертый - виды расходов федерального бюджета (детализация направлений финансирования по целевым статьям); 3) экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию (текущие расходы, капитальные расходы, капитальные вложения в основные фонды; создание государственных запасов и резервов; предоставление кредитов и бюджетных ссуд за вычетом погашения и др.); 4) классификация источников финансирования дефицитов бюджетов - группировка заемных средств, привлекаемых для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, включая как внутренние, так и внешние источники; 5) ведомственная классификация расходов федерального бюджета - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям (прямым получателям) средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам бюджетов. Классификация целевых статей расходов бюджетов отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств и соответствующим разделам и подразделам функциональной и экономической классификациям расходов бюджетов Российской Федерации; 6) ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Федерации - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям бюджетных средств из бюджетов субъектов РФ по соответствующим разделам и подразделам функциональной и экономической классификаций. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается решениями соответствующих органов местного самоуправления. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций могут вводить дополнительную детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая при этом общие принципы построения и единства бюджетной системы.

Решение задач.


Похожая информация.


Показатель Расчет
Исполнение доходной части Доходы фактические Доходы планируемые
Исполнение расходной части Расходы фактические Расходы планируемые
Зависимость бюджета Привлеченные средства Доходы бюджета
Самостоятельность – обеспечен-ность населения собственными доходами Собственные доходы бюджета
Бюджетообеспеченность Доходы бюджета Среднегодовая численность населения
Налогоёмкость – доля налоговых поступлений в доходах Налоговые доходы Всего доходов бюджета
Бюджетная обеспеченность социальных стандартов Расходы по социальным статьям Среднегодовая численность населения
Дефицит (профицит) бюджета Доходы бюджета – Расходы бюджета Расходы бюджета
Нагрузка – затраты на содержание аппарата управления Затраты на содержание аппарата МО 1 Среднегодовая численность населения
Дотационность – объем дотаций на одного человека МО Дотации, субвенции, субсидии Среднегодовая численность населения
Эффект – разность между доходами и расходами на 1 чел. Бюджетные доходы – расходы Среднегодовая численность населения
Показатели структуры бюджета Расходы по статье Всего расходов бюджета

МО 1 – муниципальное образование

Этот перечень социальных услуг обусловлен: во-первых, бюджетными разделами, по которым осуществляется финансирование из бюджета: во-вторых, классифицируются социальные услуги, предоставляемые населению.

Раздел 9. Финансы предприятий и организаций

Лекция 1. Денежные фонды организации.

Активы и пассивы

Финансы предприятий являются не просто составной ча­стью, а исходной основой финансовой системы страны. Здесь создается национальное богатство и национальный доход - основные источники финансовых ресурсов государства.

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе произ­водства и использования совокупного общественного продук­та, национального богатства и национального дохода и свя­занных с образованием, распределением и использованием валового дохода, денежных накоплений и финансовых ресур­сов.

Все отношения, определяющие сущность финансов пред­приятий, опосредованы в денежной форме.

Связанные с формированием и увеличением уставного
капитала предприятий;

Связанные с возникновением вновь созданной стоимо­сти между предприятиями в процессе их производственной
и коммерческой деятельности;

Между предприятием и финансовой системой при уп­лате налогов, сборов, отчислений и платежей в бюджеты всех
уровней, внебюджетные фонды и страховые организации, получении ассигнований из бюджета, бюджетных ссуд, на­
логовых льгот, страховых выплат, а также при применении штрафных санкций;

Между предприятиями и банковской системой в про­цессе хранения денег на банковских счетах, осуществления расчетов, получения и погашения ссуд, уплаты процентов и пользования другими банковскими услугами;

Между предприятием и его работниками по распреде­лению и использованию денежных доходов, в том числе по выплате дивидендов и процентов;

Между предприятиями и его акционерами и пайщика­
ми по распределению и использованию денежных доходов;

Между предприятиями и его подразделениями, выше­
стоящей организацией, союзами, ассоциациями или холдин­гами, членами которых они являются по исполнению взятых на себя финансовых обязательств.

Финансы предприятий выполняют те же функции, что и государственные финансы: распределительную и конт­рольную , однако сфера их деятельности шире. Если государ­ственные финансы выполняют свои функции на стадии вто­ричного распределения и перераспределения национального дохода, то финансы предприятий начинают свою деятельность еще на стадии образования национального дохода.

Посредством распределительной функции происходит формирование и увеличение уставного капитала предприя­тий, определяются пропорции в распределении получаемых доходов, обеспечивается сочетание интересов государства, субъектов хозяйствования и отдельных работников.

Основой контрольной функции является стоимостной учет зат­рат на производство и реализацию продукции и услуг, формирова­ние денежных фондов. Финансы объективно отражают состояние экономики предприятия, а, значит, могут активно воздействовать на их деятельность и контролировать ее: от эффективности производства, рационального использования финансовых ресурсов за­висит финансовая устойчивость предприятия.

Основой организации финансов предприятий является наличие финансовых ресурсов в размерах, достаточных для осуществления производственной и коммерческой деятельно­сти. Финансовые отношения предприятий строятся на ряде общих и специфических принципов.

К принципам финансовых отношений предприятий в первую очередь следует отнести

Принцип плановости, означающий взаимо­связь и взаимозависимость финансовых и производственных планов, а также предварительный контроль за образованием и использованием всех видов ресурсов предприятия.

Принцип коммерческого расчета, заключающийся в хозяйственной самостоятельности для получения максимума прибыли при минимуме затрат.

Ответственность, которую несет предприятие за результаты своей деятельности, вплоть до банкротства в случае несоиз­мерения расходов с доходами.

Принцип обеспечения финансовых резервов. Этот принцип реализуется в формиро­вании резервных фондов на предприятиях.

Принципы разграничения средств основной и инвестиционной деятельности и источников формирования оборонных средств на собственные и заемные.

Принцип их сохранности.

Формирование, управление и использование средств целевых денежных фондов, что и является содержанием еще одного принципа организации финансов предприятий.

На организацию финансов предприятий влияют органи­зационно-правовая форма хозяйствования и отраслевые технико-экономические особенности.

Финансовая деятельность организации, независимо от формы хозяйствования основывается на наличии финансовых ресурсов, формирующих денежные фонды.

Финансовые ресурсы - это совокупность собственных денежных средств и поступлений извне, находящихся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенных для выполнения его финансовых обя­зательств, финансирования текущих затрат и затрат, свя­занных с расширением производства.

Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах и эффективное их использование во многом предопределя­ют финансовое благополучие предприятия.

В рамках финансовой терминологии финансовые ре­сурсы хозяйствующих субъектов принято группиро­вать на собственные и заемные, внутренние и внешние (Рис. 9.1.).


Рис. 9.1. Классификация финансовых ресурсов организации

Прибыль - это основной показатель деятельности предприятия, представляющий собой чистый доход, созданный в сфере материального производства.

Амортизационные отчисления – внутренний источник финансовых ресурсов предприятия - денежное выражение сто­имости износа основных средств и нематериальных активов.

Дополнительная эмиссия ценных бумаг - внешний ис­точник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия; с ее помощью происходит увеличение акцио­нерного капитала предприятия, а также привлечение допол­нительного складочного капитала путем дополнительных взносов средств в уставный фонд.

Безвозмездная финансовая помощь - внешний источ­ник формирования собственных финансовых ресурсов: бюджетные ассигнования на безвозвратной ос­нове, они выделяются для финансирования го­сударственных заказов, отдельных общественно значимых инвестиционных программ или в качестве государственной поддержки предприятий, производство которых имеет обще­государственное значение.

Прочие источники финансовых ресурсов - бесплатно передаваемые предприятиям материальные и нематериаль­ные активы, включаемые в состав их баланса.

Финансовые ресурсы объединяются в денежные фонды. Их создание служит важной сторо­ной финансовой деятельности, а процесс формирования начинается с момента организации предприятия. При помощи различных денежных фондов осуществляется обес­печение хозяйственной деятельности требуемыми денежны­ми средствами.

Денежные фонды, создаваемые в организации можно разбить на четыре группы:

I группа - Фонды собственных средств включают: средства уставного капитала, добавочный и резервный ка­питал, инвестиционный и валютный фонд;

II группа - Фонды привлеченных средств охватывают фонды потребления, расчеты по дивидендам, доходы бу­дущих периодов, создаваемые резервы предсто­ящих расходов и платежей;

III группа - Фонды заемных средств - кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг и прочие заемные средства. Специфика деятельности предприятия состоит в том, что оно предприятие не может обойтись без привле­чения заемных средств;

IV группа - Оперативные фонды: фонды выплаты заработной платы, дивидендов, платежей в бюджет и прочие.

Кроме перечисленных на предприятии создается ряд других фондов денежных средств: для погашения кредитов банков, освоения новой техники, научно-исследовательских работ, от­числений вышестоящей организации.

Все денежные фонды группируются в активы и пассивы и отражаются в Балансе организации.

Активы - совокупные имущественные ценности, исполь­зуемые в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

Пассивы - источники образования хозяйственных средств, имеющиеся у предприятия, их назна­чение, принадлежность и обязательства по платежам.

По экономическому содержанию активы представляют собой имущество предприятия, а пассивы - денежные средства, используемые в формировании этого имущества.

Активы организации классифицируются по различным признаками, основная группировка с позиций финансового менеджмента – по форме функционирования актива:

1.Форма функционирования актива :

*материальные активы, имеющие вещную (материаль­ную) форму :

Основные средства,

Незавершенные капитальные вложения,

Объем незавершенного производства,

Запасы готовой продукции и товаров.

*нематериальные активы, не имеющие вещной формы , но принимающие участие в хозяйственной деятель­ности и приносящие прибыль:

Права пользования программными продуктами,

Патентные права,

Секреты производства,

Товарный знак и торговая марка,

- «гудвилл».

*финансовые активы - финансовые инструменты, принадлежащие предприятию или находящиеся в его владении:

Денежные активы в национальной и иностранной валютах,

Дебиторская задолженность;

Финансовые вложения.

2. По характеру участия в производственном цикле :

Оборотные (текущие) используются в операцион­ной деятельности предприятия и полностью потреб­ляются в течение одного производственного цикла;

Внеоборотные неоднократно принимают участие в процессе хозяйственной деятельности, то есть в не­скольких операционных циклах до того момента, пока полностью не перенесут свою стоимость на готовую продукцию.

3. В зависимости от источников формирования :

Валовые, характеризующие всю совокупность ак­тивов предприятия, созданных за счет собственно­го и заемного капитала;

Чистые, формируемые только из собственного капи­тала.

4. В зависимости от права собственности на них предприятия:

Собственные (находящиеся в постоянном владении предприятия на праве собственности);

Арендуемые (находящиеся во временном владении предприятия на праве аренды).

5. По степени ликвидности:

Абсолютно ликвидные (денежные активы);

Высоколиквидные (краткосрочные финансовые вложения, кратко-срочная дебиторская задолжен­ность);

Среднеликвидные (запасы готовой продукции, де­биторская задолженность);

Слаболиквидные (внеоборотные активы, долго­срочные финансовые вложения);

Неликвидные (безнадежная дебиторская задол­женность, убытки).

Пассивы - это источник образования имущества пред­приятия, прежде всего обязательства, которые пред­приятие должно исполнять. Состав пассивов у каждо­го предприятия различен, включает в себя собственный и заемный капитал.