Мошенничество при возмещении ндс судебная практика. Незаконный возврат НДС из бюджета был квалифицирован как мошенничество и как уклонение от уплаты налогов

Отказ в возмещении НДС - довольно частое явление со стороны налоговой службы. Обычно он является результатом камеральной проверки налоговой декларации, но иногда уже возмещенный налог восстанавливают после выездной проверки налогоплательщика или его контрагентов..

Отмена возмещения бывает полной или частичной, а сами основания для отказа в возмещении НДС — разными, но не могут выходить за рамки статей Налогового кодекса. Налогоплательщик, которому отказали в возврате налога, вправе действовать в зависимости от обстоятельств и реального положения дел: оспорить решение УФНС или же согласиться с ним и заплатить недоимку. По такого рода делам давно сложилась судебная практика, но и она не является однозначной. Разберемся со всем этим подробнее и рассмотрим, когда, а главное, при каких обстоятельствах арбитражные суды отказывали налогоплательщикам вслед за ФНС.

Причины отказа

Не принять налог к уменьшению орган ФНС может, только если в результате камеральной или выездной проверки налогоплательщика его специалистами выявлено занижение исчисленного НДС или же неправомерное применение налоговых вычетов. Об этом сказано в , 89 НК РФ , 171 НК РФ и статье 173 НК РФ . В случае с заявленным вычетом по НДС в рамках камеральной проверки доказать занижение суммы налога удастся, только если запросить документы контрагентов налогоплательщика. В этих же случаях появляется шанс признать заявленный вычет неправомерным.

Самыми частыми причинами этого являются следующие.

  1. Налогоплательщик не соблюдает условия для вычетов, регламентированные Налоговом кодексом РФ. Например, выставил в качестве основания для уменьшения НДС счет-фактуру, оформленный с ошибками, исправлениями или пропустил срок, установленный для вычета полученного от поставщика НДС.
  2. Налогоплательщик заявил вычет по счету-фактуре, выставленному неблагонадежным контрагентом.

И если в первом случае оплошность налогоплательщика доказать не так сложно и она, как правило, является бесспорной, то во второй ситуации отмена уменьшения НДС влечет за собой целый «букет» неприятных последствий. Налоговики, как правило, утверждают, что все товары (работы или услуги), приобретенные у такого контрагента, в действительности были приобретены не у него, а у другого лица по более низкой цене или даже были изготовлены силами самой организации-налогоплательщика. То есть вся сделка признается фиктивной, со всеми вытекающими последствиями. О рганизацию могут обвинить как в злом умысле, так и в отсутствии должной осмотрительности при заключении договора с компанией-однодневкой. Таким образом, проявление должной осмотрительности при выборе контрагента является способом защиты от отказов в вычетах НДС.

Особняком стоит ситуация, когда налоговая служба не хочет принимать вычет по НДС при отсутствии регистрации или информации о регистрации иностранного контрагента налогоплательщика. По этому поводу до сих пор не сложилась официальная позиция, поскольку в Налоговом кодексе нет разъяснений по этому вопросу. Примечательно, что в свое время Пленум упраздненного Высшего арбитражного суда однажды признал незаконным отказ по такому основанию. Но позже Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 16.04.2009 N КА-А40/1324-09 по делу N А40-61824/06-98-345 пришел к выводу, что организация не вправе заявлять НДС к возмещению, так как юридический статус ее иностранного контрагента оказался не подтвержден. В спорной ситуации налоговикам удалось выяснить, что адрес иностранного покупателя российских товаров на территории США используется другими лицами, а сама фирма-контрагент не вела и не ведет деятельности. Д окументы на внешнеэкономическую сделку были оформлены без нарушений.

Бывают случаи, что налоговики прямо заявляют отказ в приеме декларации по НДС с суммой налога к возврату. Они вызывают представителей организации и рекомендуют отказаться от отражения в отчете некоторых операций, чтобы исключить перечисление бюджетных средств. Такие действия инспекторов каждый налогоплательщик имеет возможность оценить самостоятельно и принять взвешенное решение. Ведь, как уже было сказано, суды далеко не всегда признают поражение проверяющих.

Судебная практика

Одним из основополагающих документов, которым судьи должны руководствоваться, если происходит оспаривание отказов в утверждении и согласовании НДС, до сих пор является Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 . В пункте 49 сказано, что по нормам статьи 176 НК РФ на налоговую декларацию по НДС, в которой было заявлено право плательщика на возмещение данного налога, распространяются общие правила проведения камеральных налоговых проверок и рассмотрения материалов этих проверок, предусмотренные статьями 88 НК РФ, 100 НК РФ и 101 НК РФ . Это означает, что никакого особого внимания к таким отчетам налоговики проявлять не должны. Но на практике они его проявляют практически всегда.

В этом же документе сказано, что если орган ФНС вынес отказ в возмещении НДС, проводки по которому показались ему подозрительными, то по нормам пункта 3 статьи 176 НК РФ такой вывод, даже если отказ в вычете является частичным, нужно изложить в отдельном решении. Одновременно с ним налоговая служба должна принять решение о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. О спорить эти два решения разрешено только в связке, поскольку ВАС РФ утверждает, что суды при рассмотрении таких жалоб должны исходить из того, что эти решения не могут исследоваться и трактоваться в отрыве друг от друга, в том числе при их обжаловании. Эти решения ФНС вступают в силу одновременно, обжалуются совместно и оплачиваются государственной пошлиной как одно требование налогоплательщика.

Итак, рассмотрим, какие аргументы находят налоговики, чтобы убедить суд принять свою сторону и признать обоснованным отказ в возмещении НДС: судебная практика противоречива.

Льготы по налогу влияют на вычет

Более свежую позицию по этому поводу высказал Верховный суд РФ в обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016. Судьи рассмотрели ситуацию, когда организации решением ФНС было отказано в возврате НДС в связи с тем, что, осуществляя в проверяемом периоде воздушные перевозки пассажиров и багажа, компания приобретала услуги наземного обслуживания воздушных судов, которые по нормам статьи 149 НК РФ освобождены от обложения НДС, в связи с чем не имела права включать полученные от поставщиков таких услуг суммы налога в состав вычетов, независимо от их выделения в выставленных контрагентами счетах-фактурах.

Необоснованная налоговая выгода

Еще одним обстоятельством, при котором арбитражный суд примет сторону проверяющих, станут неоспоримые доказательства того, что поводом для заявления вычета послужило желание налогоплательщика получить необоснованную налоговую выгоду. Такой вывод сделан в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.03.2016 N Ф08-755/2016. В спорной ситуации налоговые инспекторы отказались уменьшить сумму НДС, поскольку у контрагента-налогоплательщика не оказалось необходимых условий для достижения результатов заявленной экономической деятельности. Хотя между двумя организациями был заключен договор поставки по приобретению инструментов и оборудования, который прилагался к материалам дела вместе со счетами-фактурами, товарными накладными, путевыми листами и другими документами, оказалось, что все это фикция. У организации-поставщика отсутствовали управленческий и технический персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения и транспортные средства. Исходя из этого судьи сделали вывод о нереальности хозяйственных операций налогоплательщика со своими контрагентами.

Фирмы-«однодневки»

Так называемая фирма-«однодневка» в роли контрагента является еще одним козырем ФНС при отказах в возврате НДС. Хотя доказать такие обстоятельства налоговикам удается далеко не всегда, нередко они становятся причиной отрицательного для плательщика судебного решения. Признаки таких контрагентов налоговики не скрывают. Более того, ФНС издала приказ от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ , в котором перечислила все основания для проведения проверок, связанных с сомнительным местом регистрации организаций. В частности, проверяющие обращают внимание на сведения, включаемые или уже внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), а в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности отменяют уменьшение налога. Судьи ФНС в таких решениях поддерживают при наличии достаточных доказательств, как, например, сделал это Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 23 января 2017 г. по делу N А40-51878/2016.

Арбитры указали, что организация, которая хотела оспорить отказ в вычете НДС, заключила договоры подряда с фирмами-«однодневками», а первичная документация содержала недостоверные сведения, поскольку была подписана неустановленными лицами. Руководители организации, которые были указаны в ЕГРЮЛ, пояснили, что не имеют отношения к данной фирме. В связи с этим суд сделал вывод, что истец не проявил должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов, а его действия оказались направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

Вывод из этих и других судебных решений только один: перед заключением договора необходимо обязательно проводить проверку контрагента. Чаще всего сумма самого невозвращенного НДС чуть ли не меньше штрафов, которые придется заплатить после вынесения судом решения в пользу налоговой службы.

Итого: проверять контрагента перед сделкой — важно

Проверку можно делать базовую или расширенную.

Базово: стоит получить сведения о компании на сайте налоговой, в базе данных адресов массовой регистрации, проверить на сайте ФССП, нет ли в отношении руководителя компании исполнительного производства, и так далее.

Помимо законных действий, недобросовестными налогоплательщиками предпринимаются попытки получить бюджетные средства незаконным путем.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Подсчет налогооблагаемой базы по НДС производится с участием документов – других компаний. Использование схем, привлечение фирм-однодневок делает возможным возмещать налог из бюджета.

Законодательством не установлена ответственность налогоплательщика за документы других предприятий и этом пользуются недобросовестные лица.

ИФНС стараются пресекать действия налогоплательщиков по возмещению НДС. Для получения средств необходимо предоставить ИФНС документы для проверки, которые подвергаются встречным проверкам.

Понятие

Налогооблагаемая база формируется из разницы начисленного налога и вычета НДС счет-фактур . В некоторых случаях образуется вычет в большей сумме, чем начисление.

Налогоплательщиком отрицательная разница не уплачивается, а возмещается в счет будущих платежей зачетом либо возвратом на расчетный счет, который оформляется в .

В случае использования схем получения незаконного возмещения установленная квалификацией законодательства как мошенничество в форме хищения.

Нормативная база

Компаниями возмещение НДС производится на основании поданной . После проведения проверки налогоплательщик имеет право получить заявленную сумму.

При незаконном возмещении лицом определяется законное основание для возврата сумм, подбирается удобная схема и подготавливаются документы под возмещение.

Что является признаком незаконного возмещения

Четким признаком незаконного возмещения НДС является ситуация при которой появляются ситуации, косвенно указывающие на вероятность незаконных действий.

Компания может:

  1. Производить отгрузку товаров по стоимости, превышающей рыночную цену.
  2. По продавцам товаров часто производятся запросы на проведение встречных проверок из инспекций других регионов.
  3. Предприятие регулярно производит возмещение НДС из бюджета при отсутствии покупок дорогостоящего оборудования и ведения строительства для собственных нужд.
  4. Разница отгрузки и себестоимости товара, взятой за определенный длительный период, например, годовой срок, умноженная на 18 %, не приближается к уплаченному НДС за период.

На ведение схем могут указывать малое количество сумм по уплате в бюджет и большой оборот в компании.

Схемы незаконного возмещения НДС из бюджета

Недобросовестные налогоплательщики часто применяют незаконные схемы возмещения НДС. Налог считается самым коррупционным.

Несмотря на борьбу с раскрытием нелегального получения средств, постоянно наблюдается рост увеличения возврата НДС по сравнению с уплатой.

Имеющаяся статистика при незаконном возмещении при получении сборов налогов подтверждают рост возмещений.

Причиной является несовершенство законодательной базы, в которой есть лазейки:

  1. Отсутствие четких требований и наличия объединенных проверок налоговый, таможенных и правоохранительных органов.
  2. Возможность проведения вычета после осуществления авансового платежа.
  3. Разрешение права на регистрацию нескольких компаний одним физическим лицом.
  4. Наличие нормы уголовного права замены срока лишения свободы штрафом.
  5. Достаточно низкая сумма уставного капитала.
  6. Возможность проводить регистрацию компаний лицами по , через почту или электронные средства.

При отсутствии жесткого контроля на всех уровнях сложно получить законность применения вычета в полном объеме на основании .

Мошенничества налоговиков

К сожалению, среди налоговых инспекторов встречаются лица, которые помогают в получении черного НДС. Руководитель компании или ИП договаривается с инспектором о принятия положительного решения.

По результатам камеральной проверки мошенник получает возмещение НДС, оплачивая отдельно процент от суммы налоговому инспектору.

Способ отмывания средств довольно проблематичен. Кроме пристального внимания к поведению чиновников, в ИФНС регулярно проводятся мероприятия по надзору.

Вышестоящим органом проводятся выборочные инспекции материалов проверки. В случае обнаружения нестыковок предприятие лишают полученных сумм вычета, а чиновник может быть уволен.

При крупных суммах незаконного возмещения заводятся уголовные дела и наступает уголовная ответственность.

Старые схемы

Наряду с новыми схемами используются старые варианты изъятия средств из бюджета. Компании применяют отработанные схемы, давно знакомые налоговикам.

Применяются:

  1. Изъятие средств из бюджета по сговору и продаже НМА. Нематериальные активы невозможно выразить в физической форме. Подобная собственность часто используется в технологических процессах и является предметом коммерческой тайны организации. Определить наличие и ценность нематериального актива посторонним лицом не является возможным. При покупке НМА производится вычет. В схеме участвуют фирмы по цепочке переводов средств.
  2. Применение фирм-однодневок. Используются компании, выписывающие документы или предоставляющие расчетный счет для неподкрепленного перевода средств.
  3. Применение фиктивных документов или с использованием печатей несуществующих фирм других регионов. Применение бумаг от фиктивных фирм применяется все реже. Наличие электронных баз налоговых инспекций и простота обмена документацией между инспекциями позволяет предотвратить мошенничество.

Через ново созданные организации

Для изъятия денежных средств из бюджета применяются часто вновь созданные компании, которые будут существовать незначительное время.

Применяются вычеты с использованием перечислений через расчетный счет – авансовые платежи. Незаконное возмещение производится поэтапно:

  • производится регистрация 2-х организаций одним учредителем;
  • первая компания перечисляет авансовый платеж второй организации и предъявляет НДС к вычету;
  • с расчетного счета второй организации производится снятие средств;
  • компании ликвидируются.

Для проведения схемы используются юридические лица. Преимущества применения юридических лиц состоит в ограниченной ответственности по обязательствам и пределе искового срока.

Отсутствие выручки

Частым вариантом при незаконных действий является использование компаний, не ведущих деятельность.

Подобные организации используют только финансовые операции по авансовым платежам. Поступление товара и получение выручки при продаже отсутствуют.

Данные схемы достаточно быстро вычисляются налоговыми инспекторами, которые не допускают возмещений при отсутствии выручки от продаж или оказания услуг.

Накручивание стоимости товара

Одной из популярных схем незаконного получения средств является искусственное увеличение стоимости товаров. Производится проведение ряда отгрузок через несколько компаний, каждая из которых увеличивает стоимость.

В цепочке могут находится как организации с вполне легальной деятельностью и фирмы-однодневки. Определение действия схемы прослеживается по всей цепочке от начального продавца до конечного покупателя.

Сложностью доказательства незаконного увеличения стоимости товара является обнаружение схемы движения товара через законные компании.

Возмещение через экспорт

Незаконное возмещение экспортного НДС является одной из распространенных схем хищения средств из бюджета.

Сумма налога включается в стоимость товара и оплачивается покупателем-экспортером с последующим возмещением.

Используется так называемый «лжеэкспорт», при котором применяются варианты:

  • завышение сумм продаваемого товара для увеличения таможенной стоимости;
  • отсутствие фактического вывоза товаров;
  • приобретение товаров у компаний, которые либо являются фирмами-однодневками или недобросовестными плательщиками, уклоняющимися от уплаты налогов.

Вариант с использованием фирм однодневок

Незаконные действия по НДС часто реализуются с применением фирм-однодневок. Компании, которые определяются как фирмы-однодневки, регистрируются с целью создания незаконного документооборота.

Признаки фирм-однодневок:

  1. Хозяйственная деятельность фирмами не ведется, в их собственности не имеется имущества, численность сотрудников минимальна.
  2. Отчетность компаниями не подается либо сдаются .
  3. Руководителями организаций назначаются лица, не имеющие представления о ведении схем – граждане, потерявшие паспорт или не имеющие постоянного места жительства.
  4. Компании ведут только денежные расчеты и оформляют документы для клиентов.

Схема получения средств с использованием фирм однодневок несложная:

  1. Производится оплата на расчетный счет за якобы предполагаемую или осуществленную поставку.
  2. Осуществляется выписка документов – счет-фактуры на аванс, поставку товара или оборудование, оказание услуг и прочие договорные отношения на основании .
  3. Компания, прибегающая к помощи криминальной фирмы, производит вычет по НДС из бюджета.

После проведения схемы фирма-однодневка прекращает существование. ИФНС проводит мероприятия, направленные на предотвращение использование однодневок.

Инспекцией производятся:

  • встречные проверки и отслеживания цепочки поставщиков товаров;
  • выяснение порядка доставки товаров от продавца к покупателю. Запрашиваются и ;
  • получения полной информации о товаре и производителе.
  • проверки мест хранения товара или оборудования.

В случае обнаружения схемы и цепочки незаконного документооборота ИФНС отказывает в возмещение НДС. На руководителя может быть заведено уголовное дело о мошенничестве.

Судебная практика

Судебная практика в отношении незаконного изъятия НДС из бюджета является одной из самых обширных в Арбитраже. Большая часть НДС приговоров касается экспортных операций.

Несмотря на отработанный порядок отказа в возмещении и подтверждения решений налоговых органов, часть дел оправдывает действия налогоплательщиков.

Примером может служить , на основании которого Арбитражный суд принял оправдательное решение.

В судебную инстанцию обратилось ООО с иском на действия ИФНС, в решении которого было заявлено требование об уплате налога. Вопрос касался получения документов на поставку от компании, признанной недобросовестной.

При этом налогоплательщик подал декларацию с возмещением налога. Суд вынес частично оправдательный приговор суда на незаконное возмещение НДС.

Налогоплательщик не смог получить возмещение, но умысел в получении материальной выгоды не был доказан.

Последствия:

Применение схем налогоплательщиками часто обнаруживается при проверках.

УДК 343.98

СХЕМЫ СОВЕРШЕНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА С ВОЗМЕЩЕНИЕМ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В. С. Белохребтов

Рассмотрены схемы мошеннического возмещения налога на добавленную стоимость. Приведена классификация способов совершения мошенничества при возмещении НДС. Сделан вывод о необходимости дальнейшего исследования схем совершения мошенничества в сфере возмещения НДС с целью своевременного выявления, раскрытия и пресечения данного вида преступлений.

Ключевые слова: мошенничество, мошенничество при возмещении налога на добавленную стоимость; схема мошенничества при возмещении налога на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость (НДС), будучи одним из важнейших экономических инструментов регулирования рыночных отношений, оказывает существенное воздействие на решение государственных задач по обеспечению сбалансированности бюджетов и созданию гарантий развития института предпринимательства. В то же время действующее в России законодательство оставляет возможность использования многочисленных способов недобросовестного его возмещении, что негативным образом отображается на защите интересов казны .

Основными отраслями (сферами хозяйственной деятельности), в которых были совершены покушения на мошеннические действия при возмещении НДС, чаще всего являются следующие: геология, буровые работы; коммерческая деятельность, связанная со сдачей в аренду недвижимого имущества; грузоперевозки; ремонтные работы; лесоперерабатывающая промышленность; реализация нефти и продуктов ее переработки; издательская и полиграфическая деятельность; предоставление посреднических услуг в сфере торговли; оптовая закупка товара на внутреннем рынке РФ и его реализация по внешнеэкономическим контрактам; деятельность в области бухгалтерского учета.

Данное преступление характеризуется постоянным «обновлением» мошеннических схем возмещения НДС с применением изощренных мер конспирации. Над разработкой и организацией схем мошеннического возмещения НДС работают высококвалифицированные налоговые консультанты, досконально изучившие налоговое и уголовное законодательство, применение которых позволяет организаторам и исполнителям гарантированно добиваться получения средств из бюджета и не привлекаться к ответственности. Многообразие видов преступных схем свидетельствует о том, что без четкого представления об основных схемах невозможно пресечь данный вид мошенничества на начальных стадиях его совершения. Наиболее распространенными схемами мошенничества являются следующие:

1. Схемы совершения мошенничества с возмещением НДС при экспорте, основанные на применении ставки 0 %.

1.1. Лжеэкспорт, при котором товар, предназначенный для экспорта, фактически не вывозится с территории Российской Федерации, а реализуется на внутреннем рынке за наличный расчет; при этом создается пакет фиктивных финансовых документов по якобы совершенной экспортной сделке. В большинстве случаев данная схема мошенничества предусматривает создание фирм-однодневок, специально регистрируемых с единственной целью -получить налоговый вычет; фиктивные учредители, поддельные печати, адреса массовой регистрации вскрываются в процессе рассмотрения спора.

1.2. Вывоз товара с территории Российской Федерации, сопровождаемый недостоверным декларированием. Данная схема мошеннического возмещения НДС предусматривает осуществление в рамках заключенной экспортной сделки фактических поставок товаров, когда груз пересекает границу таможенного союза, однако вывозимый товар декларируется либо по многократно завышенным ценам, либо со значительным завышением объемов, для чего продукция пропускается через целый ряд контрагентов, и ее стоимость возрастает в среднем в 10 раз, как и сумма к возмещению. Все иные действия преступников аналогичны первой схеме. Следует отметить, что в настоящее время схема по накручиванию стоимости товара для экспорта через цепочку поставщиков считается небезопасной и легко вскрываемой.

Более сложными являются схемы возмещения НДС, реализуемые по результатам проведения экспортных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу РФ, сопровождаемые прочими обманными действиями, например с товаром-заменителем, когда под видом определенного товара экспортируется другой, а также путем «задвоения» товара, когда товар поставляется на экспорт, при этом аналогичные документы на возмещение подаются в разные налоговые органы с искаженными данными двумя, а иногда и тремя разными юридическими лицами, не аффилированными между собой. К таким схемам относятся:

2. Схемы незаконного возмещения НДС по сделкам, заключаемым на внутреннем рынке, в отношении определенных товаров и услуг.

2.1. Искусственное завышение затрат налогоплательщика при приобретении товаров, работ и услуг (так называемая затратная схема) путем:

Фальсификации документов, отражающих приобретение у подконтрольной формально легитимной организации товаров, работ или услуг, которые на самом деле не существует (бестоварная схема);

Фальсификации налогового и бухгалтерского учета по выполненным своими силами работам или оказанным услугам, которые якобы выполнены силами лжесубподрядчика, являющегося подконтрольной формально легитимной организацией (субподрядная схема).

2.2. Искусственное завышение затрат налогоплательщика путем придания документальной обоснованности ложным хозяйственным операциям при реализации налогоплательщиком товаров. Например, путем создания видимости предпринимательской торгово-закупочной деятельности, сопровождаемой отражением вымышленной стоимости на продукцию, позволяю-

щей выводить разницу между «входным» и «выходным» НДС, по сделкам участвующих в схеме компаний («круговая схема»). Зачастую одним из существенных условий подобных договоров является отсрочка платежа, не позволяющая должностным лицам налогового органа в момент проведения камеральной проверки декларации с заявленным правом на возмещение налога проверить реальное поступление денежных средств на счет организации. Для введения налоговиков в заблуждение относительно реальности хозяйственных операций злоумышленники предоставляют в налоговую инспекцию в течение 3-6 месяцев до совершения хищения налоговые декларации с незначительными суммами налога к уплате. Таким образом, мошенники исключают один из основных признаков недобросовестного налогоплательщика - предоставление «нулевых» деклараций в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

2.3. Заключение договора аренды организацией (предприятием, учреждением) с самим собой. Организация, перешедшая на налогообложение по ЕСХН, выступая одновременно и как юридическое лицо, и как участник простого товарищества, передает объект в аренду самой себе. Как арендодатель организация (предприятие, учреждение) принимает к вычету НДС по приобретенным работам и материалам, а как арендатор - возмещает НДС, уплаченный по аренде .

2.4. Использование схемы «договор комиссии». Отсутствующий по факту товар по документам неоднократно перепродается между цепочкой посредников, после чего его остатки якобы передаются на реализацию комиссионеру, точные данные которого не известны, а к возмещению предъявляется НДС со стоимости товара, «приобретенного» последним покупателем. Оплата за товар при этом не производится за счет предусмотренного во всех договорах условия о значительной отсрочке платежа .

2.5. Схема незаконного возмещения НДС по авансам, уплаченным поставщикам. При применении схемы незаконного возмещения НДС по авансам, уплаченным поставщикам, денежные средства перечисляются со счета одной организации через цепочку контрагентов, в том числе являющихся фирмами-однодневками, в качестве частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), при этом реального движения товаров (выполнения работ, оказания услуг) не осуществляется. Организация-поставщик, выступающая конечным звеном в данной схеме, являющаяся фирмой-однодневкой, не исчисляет и не уплачивает НДС в бюджет при получении денежных средств в качестве аванса. Результатом применения данной схемы является незаконное возмещение НДС и вывод денежных средств путем перечисления со счета фирмы-однодневки (фирм-однодневок следующего звена) на счета иностранных организаций и/или на пластиковые карты физических лиц.

2.6. Схема незаконного возмещения НДС при накоплении товара на складе. Схема незаконного возмещения НДС при накоплении товара на складе заключается в создании организациями фиктивного документооборота при отсутствии реального движения товара (приобретения, транспортировки

товара, передачи его на ответственное хранение). Организация, выступающая в качестве покупателя, заявляет вычет НДС по приобретенным товарам и посредством фиктивного документооборота создает видимость дальнейшей реализации. При этом осуществляется фиктивная реализация лишь незначительной части ранее приобретенного товара.

3. Схема незаконного возмещения НДС по операциям на внутреннем рынке, облагаемым по пониженной 10 %-й ставке, при приобретении для собственных нужд товаров, работ, услуг, основных средств, а также мошенничества предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС, в силу перевода на уплату налогов по специальному налоговому режиму (ЕНВД, УСН, ЕСХН и т.д.). При этом, начиная с 2013 г., по мнению налоговых органов, для незаконного возмещения НДС чаще всего мошенники используют операции с недвижимостью.

3.1. Возврат НДС при отсутствии выручки. Фирма покупает дорогостоящее оборудование для реализации, а в декларации по НДС заявляется возмещение с приобретенной продукции. Мошенники составляют фиктивные документы по приобретению дорогостоящего оборудования, а также документы, подтверждающие принятие данного оборудования на учет организации (предприятия) в качестве основного средства. Затем мошенники обращаются в налоговую инспекцию за возмещением НДС.

3.2. Схема незаконного возмещения НДС при перепродаже недвижимого имущества с существенным увеличением стоимости. Незаконное возмещение НДС достигается путем согласованных действий группы взаимозависимых лиц по имитации сделок купли-продажи объекта недвижимости, результатом которых является многократное необоснованное увеличение цены объекта.

4. Схемы мошенничества при возмещении НДС с использованием заявительного порядка и подачей уточняющей декларации.

4.1. Выдача заключения налоговым органом о налоговом вычете без проверки. Заключение отдела камеральных проверок при оформлении налогового вычета на сумму менее 3 млн рублей дается без проверки, так как в этих случаях сообщать в вышестоящую инстанцию, комиссию субъекта РФ, которая обычно и принимает решение о возврате налога, необязательно. Такие суммы считаются незначительными и не попадают в общую статистику, чем и пользуются мошенники.

4.2. Подача уточненных налоговых деклараций. В период камеральной проверки мошенники представляют в налоговый орган уточненную декларацию за тот же налоговый период, но уже с незначительной суммой к возмещению или с нулевым возмещением. В связи с этим проверка по ранее поданной декларации в соответствии с законом прекращается. Впоследствии недобросовестный налогоплательщик обращается в налоговый орган (либо в суд) с требованием возместить НДС в первоначальном объеме, мотивируя свою позицию тем, что уточненная декларация им не подавалась, а подпись в ней руководителю организации не принадлежит, оттиск печати на уточненной декларации также не совпадает с печатью организации. При этом арбитражный суд может счесть это обстоятельство не препятствующим реализации права на

возмещение.

4.3. Повторное возмещение НДС по сделкам, по которым вычет был уже предоставлен. Применение мошеннических действий при подаче заявлений на возврат НДС: заявление подается неустановленным лицом; указывается несуществующий расчетный счет или счет другой организации; представляются поддельные документы, удостоверяющие личность подавшего заявление, и т. п.

5. Мошенничество при возмещении НДС при реализации права на обжалование решения налогового органа и с использованием правил судебной преюдиции. При отказе налогового органа в возмещении НДС податель заявления вправе обжаловать решение налогового органа в арбитражном суде, нередко в таких случаях решения принимаются в пользу истцов. Согласно редакции статьи 90 УПК РФ от 29.12.2009 г. № З8З-ФЗ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением арбитражного суда, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. При формальном следовании данной норме решение арбитражного суда о возмещении НДС в пользу налогоплательщика должно приниматься безоговорочно. В подобной ситуации при поступлении к следователю материала проверки, содержащего противоречивые сведения (результаты ОРД, указывающие на виновность лица в совершении мошеннических действий, и решение арбитражного суда в его пользу), следователь должен вынести решение об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом решение арбитражного суда будет выступать «индульгенцией» для налогоплательщика .

Анализ следственно-судебной практики позволяет утверждать, что большинство фирм-однодневок, используемых для реализации преступного замысла, подконтрольны третьим лицам, оказывающим услуги по незаконному обналичиванию денежных средств, и лишь в редких случаях они создаются руководством налогоплательщика-мошенника. При использовании в расчетах зависимых от налогоплательщиков формально легитимных структур относительно легче решается вопрос с доказательствами о согласованности преступных действий, что в других ситуациях представляется достаточно затруднительным.

Лица, намеревающиеся похитить денежные средства из федерального бюджета, как правило, регистрируют организацию на граждан из неблагополучных семей, состоящих на наркологическом учете или не имеющих постоянного места жительства. Далее злоумышленники открывают в кредитном учреждении расчетный счет с подключением системы удаленного пользования «Банк-Клиент». Затем они заключают с подставными фирмами, часто находящимися в иных регионах, договоры поставки товароматериальных ценностей, используя при этом доверенность от имени «руководителя» организации.

Противодействие налоговых органов вынуждает мошенников мигрировать в другие регионы: зафиксированы сотни случаев перерегистрации

предприятий, входящих в так называемую зону риска. Для предупреждения таких действий налоговое ведомство запустило программу «Стоп мигрант».

Заместитель начальника управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью ОВД и юстиции прокуратуры г. Санкт-Петербурга Василий Шилин приводит пример положительного взаимодействия органов при противодействии мошенническому возмещению НДС из бюджета. Прокуратурой г. Санкт-Петербурга разработан и впоследствии закреплен в совместном приказе алгоритм взаимодействия контролирующих, правоохранительных органов и органов прокуратуры, реализация которого на практике позволила снизить объемы необоснованного возмещения НДС. В соответствии с данным приказом информация налогового органа в форме мотивированного уведомления предоставляется в прокуратуру города, которая включает организацию и сведения о ней в перечень предприятий, относящихся к зоне риска, и направляет его в органы внутренних дел для проверки в порядке ст. 144-145 УПК. При этом ход проверки ставится на особый контроль . Благодаря этому еще до вынесения решения налоговым органом производится одновременная, в том числе совместная проверка обоснованности заявленных требований налоговым инспектором в рамках НК, сотрудниками полиции - в рамках УПК. За счет привлечения сотрудников органов внутренних дел и принятия превентивных мер еще на стадии проверки по декларации снижается вероятность вынесения решения о возмещении сумм налога тем организациям, мошеннический характер деятельности которых хоть и очевиден, но формально не доказан.

Цель такого механизма заключается не только в привлечении к уголовной ответственности мошенников, но и в исключении самой возможности хищения бюджетных средств, для этого указанным совместным приказом предусмотрен порядок принятия обеспечительных мер в рамках расследования по уголовному делу.

Воспрепятствованию хищениям средств бюджета должны содействовать проведение совместных проверок, а также своевременный взаимообмен информацией с кредитными учреждениями, подразделениями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, ЦБ РФ, МРУ Росфинмониторинга в части пресечения фактов легализации доходов, полученных преступным путем, и хищения средств бюджета.

Отдельные мероприятия прокуратуры г. Санкт-Петербурга направлены на организацию совместных с контролирующими органами мероприятий по выявлению кредитных учреждений, допускающих нарушения, влекущие отзыв лицензии на осуществление банковских операций. К их числу относятся проверки соблюдения банками требований ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» а также законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, активизация практики использования кредитными учреждениями права отказа от заключения договора банковского счета, его расторжения при нарушении юридическими лицами существенных условий договора.

Приняты меры по налаживанию во взаимодействии с налоговыми органами исковой работы по возмещению вреда, причиненного преступлениями в указанной сфере интересам государства, в том числе совершенствованию практики применения последствий недействительности ничтожной сделки (ст. 169 и 170 ГК).

Совместно с правительством Санкт-Петербурга прокуратура города создала совместную рабочую группу по внесению предложений в орган законодательной власти о реализации права законодательной инициативы в части внесения в НК РФ изменений, устраняющих возможность злоупотреблений при возмещении сумм НДС. Способы устранения пробелов правового регулирования правоприменительной практикой уже проработаны: суммы налога могут в обязательном порядке засчитываться в счет будущих налоговых платежей либо аккумулироваться на специальных счетах, имеющих ограниченный правовой режим. И это лишь небольшая часть возможных методов решения проблемы .

В данной статье рассмотрена лишь некоторая часть особо распространенных схем мошенничеств при возмещении НДС. Изучение схем мошенничества при возмещении НДС нуждается в дальнейшем углубленном исследовании, так как только вооруженность знаниями о преступных схемах мошенников позволит своевременно выявлять, раскрывать и пресекать действия преступников.

Немаловажным фактом в успешном исследовании мошеннических схем при возмещении НДС и, как следствие, успешном выявлении, раскрытии и расследовании данной категории дел являются примеры межведомственного сотрудничества. Положительный опыт г. Санкт-Петербурга может рассматриваться в качестве модели алгоритма взаимодействия контролирующих, правоохранительных органов и органов прокуратуры, что позволит снизить объемы необоснованного возмещения НДС.

Список литературы

1. Шилин В. Противодействие приобретению права на бюджетные средства путем незаконного возмещения НДС // Законность. 2013. № 11.

2. Элегантный способ возмещения НДС // Налоги. 2012. № 45.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 03.02.2015 г. № 7-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

4. Семенчук В.В. Преюдиция и незаконное возмещение НДС из бюджета // Российский юридический журнал. 2014. № 1.

Белохребтов Вадим Сергеевич, адъюнкт ФГКОУ ВПО, [email protected] (Россия, Иркутск, Восточно-Сибирский институт МВД России).

SCHEMES OF FRAUD REIMBURSEMENT OF TAX ON VALUE ADDED

V.S. Belokhrebtov

The schemes fraudulent refund of value added tax. Classification of methods of committing fraud means for VAT refund. The conclusion about the necessity of further research schemes of fraud in the sphere of VAT refund in timely detection, disclosure and suppression of this type of crime.

Keywords: fraud, fraud upon the refund of value added tax; fraudulent scheme for reimbursement of value added tax.

Belokhrebtov V.S, adjunct of FSGEI of HPE (Russia, Irkutsk ,Eastern-Siberian Institute of the Ministry оf Internal Affairs of Russia)

ЭВОЛЮЦИЯ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Р.И. Бодров

Исследуется вопрос о становлении и развитии институтов гражданского права, регулирующих порядок и условия присвоения физическим лицам имени, под которым в соответствии с действующим законодательством следует понимать не только собственно имя, но и фамилию и отчество (за исключением предусмотренных законом случаев). Сделан авторский вывод, что доменное имя следует квалифицировать как одно из средств индивидуализации граждан.

Ключевые слова: имя, фамилия человека, доменное имя, электронная подпись, перемена имени, органы опеки, факсимильная подпись

Необходимость различать (индивидуализировать) каждого человека не только по внешним признакам его лица и тела выявилась с момента формирования общества. Исторически сложилось, что основным средством индивидуализации личности в обществе является имя, под которым в разные время понимали личное имя человека, затем добавилось уточнение принадлежности лица к определенному роду, семье (от лат. familia - семья). К примеру, в Римской империи оно обозначало общность, состоявшую из семьи хозяев и их рабов, т.е. общее имя, принадлежащее служило внешним признаком их связи. Оно наследовалось по мужской линии или приобреталось чужеродцами посредством их усыновления. Нередко приобретение имущества связывалось с необходимостью принятия имени бывшего собственника. К примеру, назначение наследника или одаряемого происходило под условием получения от них согласия на принятие имени наследодателя или дарителя.

"Налоги" (журнал), 2007, N 2

На практике известные трудности вызывает вопрос квалификации незаконного возмещения НДС как хищения (в первую очередь мошенничества) либо налогового преступления или их совокупности. Необходимо отметить, что при оценке незаконного возмещения НДС правоприменитель, пожалуй, впервые столкнулся с проблемой разграничения этих составов, так как до появления такого рода преступления подобной проблемы не возникало.

Анализ судебно-следственной практики показывает, что изначально по юридически тождественным действиям принимались различные решения. При этом встречаются три теоретически возможных варианта квалификации содеянного: уклонение от уплаты налогов (ст. ст. 198 или 199 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ) или совокупность указанных преступлений. Налоговое преступление имеет место в том случае, если право на возмещение реализуется в виде сумм НДС от экспорта или по внутренним оборотам, возмещенным в порядке зачета задолженности по налоговым платежам или освобождением от уплаты налогов в ближайшие три отчетных периода. Однако теоретического обоснования они не получили.

Характеризуя объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, на наш взгляд, следует отметить, что в литературе по вопросам, связанным с оценкой формы деяния этого состава, на сегодняшний день нет единой точки зрения. Большинством авторов высказывается точка зрения, что налоговые преступления могут быть совершены как путем действия, так и путем бездействия <1>. Отдельные авторы склоняются к мнению, что среди способов налоговых преступлений имеются как активные, так и пассивные виды, которые направлены на то, чтобы в конечном итоге обеспечить уклонение лица от уплаты налогов и (или) сборов, то есть его бездействие <2>. На наш взгляд, совершение уклонения от уплаты налогов путем "включения в декларацию (бухгалтерские документы) заведомо искаженных данных о доходах или расходах" является характерным примером сформулированного в теории уголовного права "смешанного бездействия" <3>. В данном случае правильным будет определение такого вида бездействия, сформулированного Н.А. Бабием: "сочетание активной и пассивной форм деяния, когда для обеспечения бездействия лицо совершает какие-либо активные действия" <4>.

<1> Середа И.М. Преступления против налоговой системы: характеристика, ответственность, стратегии борьбы. Иркутск: ИОГНИУ "Институт законодательства и правовой информации", 2006; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 2001. С. 402 - 404; Кучеров И.И. Расследование налоговых преступлений: Дис. ... к. ю. н. НИИ МВД РФ. М., 1996. С. 79; Маслова И.Н. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов // Налоговый вестник. 1998. N 9. С. 154.
<2> См., например: Верин В.П. Преступления в сфере экономики. М., 1999. С. 97 - 104; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Радченко. М., 1996. С. 331 - 335; Григорьев В.А., Кузнецов А.В. Проблемы квалификации налоговых преступлений по признакам объекта и объективной стороны.
<3> См.: Пионтковский А.А. Учение о преступлении по советскому уголовному праву. М., 1961. С. 139.
<4> Бабий Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть. Конспект лекций. Минск, 2000. С. 60.

Применительно к незаконному возмещению НДС преступное деяние характеризуется неисполнением возложенной на лицо обязанности по уплате налогов вследствие "постановки" государства в положение должника, сопровождаемое активными действиями по включению ложных сведений в налоговую декларацию и иные документы, подтверждающие право на возмещение НДС по ставке 0 или 18%.

В этой связи объективная сторона в данном случае характеризуется возможностью совершения указанных деяний только в форме бездействия, что также указывает на отграничение этого состава от состава ст. 159 УК РФ.

После принятия ныне действующего Уголовного кодекса РФ в правоприменительной практике при квалификации налоговых преступлений возникли проблемы, связанные со способами их совершения. Эти проблемы были предопределены законодателем, который в диспозициях статей, предусматривающих ответственность за налоговые преступления, установил конкретные способы их совершения.

Исходя из формулировки статьи, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций может быть совершено одним из следующих способов:

а) путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, т.е. непредставление в нарушение закона сведений о полученных доходах и произведенных расходах, о которых организация была обязана и могла представить сведения;

б) путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, т.е. сознательное умышленное внесение в декларацию или такие документы не соответствующих действительности записей.

От "классических" способов уклонения от уплаты налогов рассматриваемое нами деяние по незаконному возмещению отличает то, что, как было сказано выше, у государства возникает обязательство перед налогоплательщиком по возмещению ему средств уплаченного НДС.

Право на зачет по обязательствам перед федеральным бюджетом представляется на основании результатов рассмотрения налоговыми органами пакета предоставленных налогоплательщиком документов, включая налоговую декларацию. Таким образом, совершение действий по незаконному возмещению НДС путем зачета изначально предполагает подачу декларации по факту возникновения обязанности по уплате федеральных налогов, в том числе и НДС, а впоследствии подачу специальной декларации как основание для возмещения. Следовательно, первый из указанных в диспозиции ст. 199 УК РФ способов не относится к рассматриваемому нами виду преступлений.

Применительно к возмещению НДС следует указать, что право на возмещение имеет не любое юридическое лицо, а только то, которое в отчетном периоде осуществляло операции, предусмотренные ст. 146 НК РФ. В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами субъектами - плательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; а также лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ст. 143 НК РФ). Если понятие "организация" применительно к налоговым преступлениям неоднократно рассматривалось в диссертационных исследованиях и монографических работах <5>, то на содержании понятия "лицо, перемещающее товар через таможенную границу РФ", имеющем непосредственное отношение к рассматриваемому виду преступления, совершаемого путем незаконного возмещения НДС, следует остановиться.

<5> См.: Середа И.М. Преступления против налоговой системы: характеристика, ответственность, стратегии борьбы. Иркутск: ИОГНИУ "Институт законодательства и правовой информации", 2006; Нудель С.Л. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика налоговых преступлений. Дис. ... к. ю. н. СГА. М., 2004; Ларичев В.Д. Уклонение от уплаты налогов с организаций: квалификация составов // Российская юстиция. 1997. N 6; Яни П. Квалификация налоговых преступлений // Законность. 1998. N N 1, 2; Бембетов А.П. Предупреждение налоговых преступлений. Дис. ... к. ю. н. М.: ВНИИ МВД России, 2000.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ перемещением через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств признается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом. Эти действия могут совершаться физическими (гл. 23 ТК РФ) и юридическими лицами (гл. 24 ТК РФ) <6>.

<6> Федеральный закон Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ "Таможенный кодекс Российской Федерации" (с изм. на 23 декабря 2003 г.) // Российская газета. 2003. 3 июня.

Несмотря на то что в соответствии с НК РФ у лица, являющего плательщиком НДС, возникает по истечении налогового периода обязанность подачи декларации определенного вида по этому налогу, к незаконному возмещению имеет отношение только та, которая подается по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% (форма по КНД 1151002) <7>. В качестве одного из признаков состава рассматриваемого преступления должно рассматриваться включение заведомо ложных сведений именно в декларацию. Иные декларации, подаваемые как по НДС, так и по другим видам федеральных налогов, по уплате которых у налогоплательщика ранее возникла задолженность или которые предстоит платить в будущих периодах, содержат достоверные сведения, следовательно, рассматриваться в качестве признака объективной стороны ст. 199 УК РФ не могут.

<7> Приложение N 2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N 163н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации" // Российская газета. 2006. 15 февр.

Уклонение от уплаты налогов с организации путем незаконного возмещения НДС характеризуется наличием во всех случаях двух альтернативно описанных в ст. 199 УК РФ признаков объективной стороны: включение заведомо ложных сведений и в налоговую декларацию, и в иные документы. Это вытекает из содержания ст. 165 НК РФ, устанавливающей порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%. В частности, в статье представлен перечень документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы. Представляется, что именно такие документы могут быть отнесены к иным в соответствии со ст. 199 УК РФ.

Иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, - это любые документы, объективно необходимые для исчисления и уплаты налогов, о которых говорится в соответствующих статьях Налогового кодекса РФ и нормах действующего налогового законодательства как об обязательных для представления налогоплательщиком. Обязанность последнего по представлению документов налоговым органам и их должностным лицам вытекает из требований закона, содержащихся в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ <8>.

<8> Нудель С.Л. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика налоговых преступлений. Дис. ... к. ю. н. СГА. М., 2004.

Рассмотрим особенности квалификаций незаконного возмещения НДС с целью получения зачета по погашению недоимки или зачету текущих платежей, т.е. уклонения от уплаты налогов с организации. Квалифицирующими признаками в соответствии с ч. 2 ст. 199 УК РФ является совершение данного преступления:

  • группой лиц по предварительному сговору. В соответствии со ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом РФ;
  • в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 199 Уголовного кодекса РФ, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации признается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов в пределах трех финансовых лет подряд превышает 1,5 млн руб., при условии, что их доля превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышает 7,5 млн руб.

Следует отметить, что, учитывая изменения и дополнения, внесенные в ст. 199 УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ, в случае обнаружения правоохранительными или налоговыми органами сфальсифицированных документов бухгалтерской или налоговой отчетности до их представления в налоговые органы при условии, что сумма неуплаченных налогов в результате внесения в эти документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах превысит 1,5 млн руб., при условии, что их доля превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превысит 7,5 млн руб., ответственность может наступить за приготовление к преступлению, так как данное преступление в соответствии со ст. 15 Уголовного кодекса РФ является тяжким <9>.

<9> Нудель С.Л. Указ. соч.

В том случае, если неправомерное возмещение НДС произошло по результатам одной операции (или совокупности операций), по которым представлены в налоговый орган одна декларация и соответствующий пакет документов для возмещения налога, но различными способами (частично путем возврата денежных средств из бюджета, частично путем погашения недоимки по налогам, частично путем зачета текущих платежей по налогам), то имеет место совокупность преступлений (ч. 2 ст. 17 УК РФ).

Представление в целях неправомерного возмещения сумм НДС в налоговый орган отдельной налоговой декларации по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%, 10% и пакета документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%, 10%, содержащих заведомо ложные сведения, если это не привело к неправомерному возмещению сумм НДС из бюджета, подлежит квалификации как покушение на уклонение от уплаты налогов с организации (ч. 3 ст. 30 и ст. 199 УК РФ), если целью представления документов являлось незаконное погашение недоимки или зачет текущих платежей по налогам в крупном размере (в сумме, составляющей за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающей 7 млн 500 тыс. руб.).

Покушение имеет место только в том случае, если незаконное возмещение налога не произведено (т.е. преступление не доведено до конца) по обстоятельствам, не зависящим от виновного лица (ч. 3 ст. 30 УК РФ), в частности в возмещении сумм налога отказано налоговым органом.

Е.В.Милякина

заместитель начальника центра

по исследованию проблем

экономической безопасности

Незаконное возмещение НДС опустошает карман государства, поэтому фискальные органы ввели процедуру проверки предприятий на благонадежность. Бюджеты всех уровней государства образуются за счёт налоговых платежей юридических и физических лиц. Контроль учёта своевременности оплаты платежей в казну обеспечивает налоговая служба. Налоги – главная составляющая финансовой и экономической стабильности страны. Большую часть бюджетного объёма обеспечивают всего четыре вида налога. На добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. НДС обеспечивает заполняемость казны на 45% и возмещается государством.

Плательщиками налога являются:

  1. Юридические лица.
  2. Государственные органы. При условии, что учреждение действует в собственных интересах.
  3. Индивидуальные предприниматели.

Перечисленные лица оплачивают налог с реализации товаров, услуг внутри РФ или с товара, ввозимого через таможню. При условии, что не используют в бухгалтерской отчётности режимы ЕСХН, УСН.

Перечисленные лица могут воспользоваться правом на возврат налога, если они являются его плательщиками и соблюдают правила, установленные законодательством. Государство не предполагает автоматического возврата налога. Процедура инициируется заявителем: руководителем, бухгалтером.

Данные финансовых институтов показывают, что суммы, подлежащие возврату, превышают суммы, перечисленные в бюджет.

Процедура предусматривает несколько этапов:

  1. Бухгалтерия формирует пакет документов.
  2. Направляет его в инспекцию.
  3. Налоговая проводит проверку и принимает решение.

Вернуть деньги компания может только получив одобрение налоговиков.

Документы, необходимые для осуществления процедуры:

Форма заявления для налоговой выбирается в зависимости от конечной цели.

При прохождении проверки инспектор может запросить дополнительную документацию, подтверждающую правомерность заявленных требований. Законодательство отвело налоговикам три месяца для принятия решения. Запрос налогового инспектора, поступивший через 90 дней, может быть оставлен бухгалтером без рассмотрения. Налоговые органы часто нарушают сроки проверок, искусственно затягивая принятие решения. Нарушение следует обжаловать в вышестоящей инстанции или в суде.

Инспекция не может оштрафовать за отказ в предоставлении дополнительных сведений. Например, требование объяснить убытки, низкую зарплату.

Налоговый орган, завершив камеральную проверку, в течение недели оформляет решение о возмещении или отказе в возврате НДС. Извещает организацию в течение 5 дней с момента вынесения решения.

Положительное решение инспекции обязывает налоговиков на следующий рабочий день направить поручение на возмещение налога в казначейство.Отказ налоговой необходимо обжаловать в суде.

Зачисление на расчётный счет компании производится в течение 5 дней с момента получения казначейством уведомления. Нарушение законодательства позволяет бухгалтерии на 12 день просрочки начислить штрафные проценты.

Мероприятия, проводимые инспекцией, в обоснование принятого решения:

Налоговая может как осуществить указанные мероприятия, так и ограничиться камеральной проверкой.

Мошеннические схемы

Недобросовестные лица применяют полулегальные и нелегальные схемы, пользуясь несовершенством законодательства. Незаконный возврат стал формой прибыльного бизнеса для чиновников и граждан.

От деятельности таких компаний страдают добросовестные налогоплательщики.

Оптовая компания Н. закупала товар с мизерной наценкой у компании М., размещая его на складе. Объем реализованного товара был намного меньше объёма купленного, причем разница в ценнике также была минимальна. Налоговая назначила выездную проверку, обнаружив ежеквартальные декларации на возврат НДС.

Проверка выявила:

  • товар приобретался у поставщиков, которые впоследствии ликвидировались;
  • реализация осуществлялась фирме, имеющей признаки недобросовестности.

Фискальный орган не смог проверить документацию компании М. и конечного приобретателя. Инспекция сделала выводы о наличии схемы, отказала компании в вычетах.Генеральный директор Н. обратился в арбитраж и доказал законность операций, признав решение налоговиков незаконным.

Вернуть деньги при отказе инспекции возможно только при наличии судебного решения. Адвокат, специализирующийся на экономических делах, способен быстро и безболезненно получить нужное решение.

Налоговики, усмотрев в действиях юридического лица наличие незаконных действий, обязаны:

  1. Проверить наличие товара на складе.
  2. Опросить свидетелей о деятельности компании.
  3. Доказать отсутствие факта отгрузки продукции на склад и со склада.

Внимание. Налоговые инспекторы пренебрегают своими обязанностями,принимая незаконные решения. Отсутствие доказательств умысла в действиях должностного лица – основание для обжалования решения инспекции в суде.

Компания Р. закупила комплектующие к электронному оборудованию по цене 2 000 рублей за набор. Заполнила декларацию на таможне, указав цену в соответствии с контрактом. Таможенники,признав заявленную стоимость заниженной, произвели корректировку до 4 200 рублей за комплект. Компания Р. уплатила налог исходя из цены 4 200 рублей. Импортер реализовал комплектующие без наценки за 4 200 рублей, подал декларацию. Налоговики признали документы законными и разрешили возмещение из бюджета.

Общество Р., получив деньги на расчетный счет, направляет иск в арбитражный суд о признании действий таможенных органов по корректировке цены незаконными и выигрывает его.После чего стоимость комплектующих корректируется в обратную сторону до 2 000 рублей и таможенный орган возмещает излишне взысканный налог. После чего импортер прекращает свою деятельность в связи с реорганизацией.

Компенсация налога в двойном размере незаконна. Однако действия таможенников также говорят о явном превышении полномочий. Можно только предположить, что в данной схеме был задействован чиновник, позволивший её осуществление.

Компания – заемщик оформила договор поставки продукции с посредником и перечисляет последнему предоплату, используя полученный в банке кредит. Посредник переправляет всю сумму компании однодневке. Заемщик получил право на возмещение НДС. Компания однодневка под любым предлогом возвращает полученную сумму на счет заёмщика, которая рассчитывается по кредитному обязательству.

Налоговики считают такую схему мошеннической, ввиду отсутствия возможности проверить покупку товара. Однако действия компании основаны на действующем законодательстве, позволяющем возмещать НДС с выплаченных авансов – п.12 ст.171 Налогового кодекса.Налоговая служба считает, что в таких схемах непосредственное участие принимают банки, выдавшие кредиты под авансирование.

Отсутствие доказательств невыполнения условий договора между компаниями в соответствии с гражданским кодексом не позволяет признать сделку незаконной. Многие компании используют данную схему для вполне реальных прибыльных проектов.

Занижение стоимости товара на таможне и незаконные действия налоговых служб

Компания, зарегистрированная в офшоре, приобрела у производителя станки и реализовала российской компании по заниженной цене. Российский импортер, ориентируясь на заключенный договор, перечисляет таможенную пошлину и НДС.ВРоссии станки продаютсякомпании «Нота» с признаками однодневки с минимумом наценки и как следствие, минимальным НДС. «Нота»реализует продукцию по рыночной стоимости, не выплачивая никаких налогов.Выручка с продажи товара переводится в офшор в целях рефинансирования и закупки следующей партии.Чиновники ФНС считают такие операции мошенническими

Чиновники налогового аппарата часто превышают полномочия, отказывая в возврате налога на основании косвенных доказательств.

Косвенные доказательства незаконного возврата НДС:

  1. Реализация товара по завышенной цене.
  2. Предприятие не закупает оборудование, но регулярно возмещает НДС.
  3. Отсутствует какое-либо строительство для собственных нужд, но НДС возмещается.
  4. Большой оборот, но небольшие суммы налогов.
  5. Проведение частых встречных проверок.
  6. Заниженная таможенная стоимость.
  7. Авансовый платёж заемными средствами по договору поставки.

Чиновники налоговой службы откажут в возврате НДС в случае обнаружения косвенных доказательств нарушения. Налоговая инспекция, обнаружив косвенные доказательства применения серой схемы, выносит формальное решение.

Рассмотрим самые распространённые причины отказов:


Наличие формальной причины в решении чиновников незаконно.

Управляющий компании, директор вправе оспорить неправомерный отказ. Косвенное доказательство не является причиной отказа в возмещении.Возникшие сомнения трактуются в пользу налогоплательщика – п.7 ст. 3 НК.Согласно статистике, в 90% случаев суды встают на сторону бизнеса.

Требование государства пополнять бюджет активизировало деятельность фискальных и правоохранительных органов. Инспекции штампуют формальные отказы практически всем. Такое решение инспекции может быть причиной возбуждения уголовного дела и в отношении добросовестных владельцев бизнеса.

В случаях вызова в налоговую или в правоохранительные органы следует позаботиться о защите. Своевременное обращение к адвокату по уголовным делам решит многие вопросы. Избавит владельца бизнеса, управленца от лишних хлопот и проблем.


Незаконный возврат НДС стал бизнесом для некоторых чиновников. Практика рассмотрения уголовных дел отмечает увеличение случаев незаконного изъятия денежных средств при участии сотрудников налоговых служб.Компании беспрепятственно проходят все камеральные проверки, согласовывают выплаты с вышестоящим начальством. Конечный результат позволяет обналичивать суммы и распоряжаться ими по своему усмотрению.

Недобросовестные налогоплательщики используют в своих схемах компании однодневки,которые регистрируются под конкретную сделку, а затем ликвидируются. Лицо, обладающее функциями управленца, беспрепятственно подпишет необходимые договоры, счета-фактуры и другую документацию, озвучит заготовленную версию при проверке.

Признаки фиктивных компаний:

  1. Юридический адрес компании имеет признак массовости.
  2. Дата создания юридического лица. Однодневки создаются на короткий срок, для проведения одной-двух сделок.
  3. Отсутствие затрат на аренду офиса, хозяйственные нужды.
  4. Руководитель компании фигурирует в качестве управленца в массе других фирм.
  5. При создании компании использовался паспорт гражданина без его ведома.
  6. Директор не наделен управленческими функциями.
  7. Суровая реальность требует внимательности при подписании договоров между контрагентами. Проверка руководителей фирмы на добросовестность избавит от лишних забот.

Незаконное возмещение квалифицируется по статье 159 УК РФ (мошенничество). Статья предусматривает до 10 лет лишения свободы.

Практика. Группа лиц занималась незаконным возмещением НДС из бюджета. Сумма ущерба составила более 400 млн рублей. Следствие выявило несколько эпизодов мошеннической деятельности группы. Самое серьезное наказание получил бывший руководитель налоговой службы, обеспечивавший беспрепятственное прохождение проверок. Окончательный приговор суда обеспечил бывшему чиновнику 14 лет колонии.

Обвинения, предъявляемые участникам дел о хищении денег из бюджета, одни из самых серьезных. Самостоятельная защита в следствии и суде ничего хорошего не сулит. Только своевременная помощь адвоката по соглашению способна разрешить ситуацию.

Арбитражные суды, изучая материалы дела, выявляют добропорядочность заявителя, наличие деловой цели. Все доводы сторон в процессе должны основываться на законе и подтверждаться документами.

Налоговая отказала компании «Магистраль» в возмещении денег из бюджета из-за наличия признаков неблагонадежности поставщика ООО «Тандем»:


Суд отменил решение налоговиков, обосновав выводы недоказанностью недобросовестности компаний. Предоставление нулевых отчётов не может служить доказательством необоснованной налоговой выгоды.

Производственному предприятию «Даль» было отказано в возврате НДС. Таможенную пошлину за ввезенный в Россию товар оплатило третье лицо ООО «Стандарт». Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований производственного предприятия. Директор компании обратился к адвокату, который составил апелляционную жалобу.

Апелляция отменила решение в связи с нарушением норм законодательства, всоответствии п.2 ст. 328 НК РФ.Таможенные пошлины могут оплачиваться из заёмных средств, право предприятия «Даль» на вычет не может зависеть от источника их поступления. Использование заёмных средств для оборота компании закреплено действующим законом.

Решения судов, опровергающие выводы фискальных органов, служат доказательством благонадёжности организации. При его наличии уголовные дела не возбуждаются. Позаботьтесь о своей безопасности.