Международное движение капиталов. Международное движение капитала Россия в международном движении капитала

Лекция 2. ОСОБЫЕ (СВОБОДНЫЕ) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Классификация ОЭЗ

В литературе предлагаются различные классификации ОЭЗ, главным образом по их функциональным признакам и хозяйственной специализации.

В настоящее время в мировой практике все типы ОЭЗ подразделяются на четыре основные группы:

Зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах;

Промышленные или промышленно-производственные зоны;

Технико-внедренческие зоны - технополисы и технопарки;

Сервисные зоны, или зоны услуг.

Всего сегодня в мире насчитывается 1200 ОЭЗ, в том числе 400 зон свободной торговли, 300 промышленно-производственных зон, 400 - технико-внедренческих зон и 100 сервисных зон1.

Зоны свободной торговли создаются в основном для стимулирования внешнеторговой деятельности и представляют собой участки территории, которые рассматриваются как находящиеся за пределами государства. Это означает, что на ввезенный на территорию зоны товар не распространяется действие таможенного законодательства до тех пор, пока товар не будет готов для его перемещения за пределы зоны - на таможенную территорию страны или на экспорт. В США в настоящее время занято 253 зоны свободной (внешней) торговли, через которые проходит 2% импорта и 1,5% экспорта страны.

Промышленные или промышленно-производственные зоны создаются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Расположенные в этих зонах компании пользуются налоговыми льготами и упрощенными административными процедурами. Так, в Южной Корее компании в ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов на сырье и импортируемое оборудование, иностранные компании, инвестирующие 10 млн долл., не выплачивают корпоративный налог в течение 3-7 лет; такие же льготы действуют и в отношении местных налогов. .



Технико-внедренческие зоны создаются для развития наукоемких производств и сферы услуг с области высоких технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений п научных лабораторий, предоставленных в прокат на льготных условиях компаниям, занятым коммерциализацией перспективных технологических нововведений н идей.

Некоторые авторы считают, что классификация ОЭЗ должна прежде всего отражать степень связи зоны с национальной экономикой, цели и задачи их создания. Исходя из этого предлагается следующая классификация ОЭЗ, отражающая их типы применительно к условиям России.

1. Зоны формирования «открытого.сеісгора» экономики страны, которые ориентируются на создание благоприятного климата для иностранных инвестиций.

2. Зоны развития депрессивных районов и отраслей, которые могут подразделяться на три типа: внешнеторговые, функциональные и комплексные.

3. Внешнеторговые зоны, к числу которых относятся свободные таможенные зоны, сочетающие функции оказания таможенных и торговых услуг, зоны свободной тергозли, свободные экспортно-производственные зоны, зоны приграничной торговли.

4. Функциональные зоны, характеризующиеся развитием определенных областей предпринимательской деятельности (функций): банковского, страхового и другого сервисного обслуживания, научной и технико-внедренческой деятельности (технопарки, технополисы), туризма и отдыха. Оффшорные финансовые центры являются одной из разновидностей свободных банковских зон.

5. Комплексные зоны - организационно-территориальные образования, в которых сочетаются многие направления предпринимательской деятельности. Они создаются для решения комплекса задач развития отдельных регионов и страны в целом.

6. ОЭЗ анклавного типа, представляющие собой территорию страны, отделенную внутренней границей от остальной ее территории; как правило, они располагаются в приграничных регионах.

7. Зоны типа экономических центров, подчиняющие свою деятельность не столько решению внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач. Такие зоны могут, например, создаваться на базе конверсионного производства.

В соответствии с размером и способом организации ОЭЗ могут подразделяться на территориальные (административно-территориальные образования, технопарки и т.д.) и режимные (функциональные зоны). Выбирая между названными подходами к организации зон, некоторые специалисты рекомендуют склоняться в пользу территориального подхода. Так, эксперты ООН считают, что «в пользу территориального подхода могут быть выдвинуты такие аргументы, как возможность концентрации в определенном месте высококачественной инфраструктуры, отсутствующей в остальной части страны, и возможность создать на ограниченной территории адекватный административный механизм с привле-чением квалифицированного персонала».

В целом значение ОЭЗ для стран их размещения заключается в том, что они:

Являются важным фактором социально-экономического, научно-технического, кадрового и технологического совершенствования национального хозяйства;

Выступают связующим звеном между мировой экономикой и экономикой данной страны, т.е. способствуют интеграции последней в систему мирохозяйственных связей;

Являются своеобразным эталоном наиболее передовых форм организации производства и управления, развития и внедрения новейшей технологии;

Способствуют насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами;

Являются мощным средством привлечения иностранных инвестиций, а также фактором мобилизации местных ресурсов;

Стимулируют развитие новых форм предпринимательства и деловой активности, которые могут использоваться в остальных сферах и регионах национальной экономики;

Являются «полем экспериментирования» и отработки новых способов решения социально-экономических проблем, развития нового для стран с переходной экономикой экономического мышления и новых черт социальной психологии.

В развивающихся странах целями ОЭЗ являются достижение более высокого уровня индустриализации, включение или повышение доли страны в мировой торговле. Основным и даже иногда единственным источником привлекаемого капитала в такие зоны является иностранный капитал.

В развитых странах создание ОЭЗ используется в основном как инструмент региональной политики, т.е. ОЭЗ создаются в регионах, где необходимо повышение уровня социально-экономического развития.

Опыт создания ОЭЗ в России

История создания ОЭЗ в России началась в конце 1980-х годов, когда по инициативе Правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных экономических зон. Последние рассматривались как элемент внешнеэкономической государственной политики и способ стимулирования отношений с зарубежными партнерами. ГІо форме они должны были представлять собой зоны совместного предпринимательства, расположенные на компактных территориях с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. В декабре 1989 г. Правительство СССР приняло решение о создании первых ОЭЗ в городах Находка и Выборг, которые в силу различных причин так и не стали функционировать в намеченных масштабах. Через полгода положения о ОЭЗ были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР». К началу 1991 г. в Госплан СССР поступило 350 предложений о создании ОЭЗ в различных регионах страны; из них предполагалось отобрать для реализации 60 проектов. Эксперты ООН называли эти планы «несбыточными», тем более что создание зон предполагалось осуществить практически одновременно и во всех областях сразу. Именно поэтому они рекомендовали на первом этапе сосредоточить усилия на создании 4-5 зон. Не-сколько позже Р. Болин, президент, и Р. Хейвуд, вице-президент Всемирной ассоциации зон экспортного производства, также предостерегали российские власти от увлечения гигантскими планами: по их мнению, па первом этапе достаточно ограничиться 10-ю зонами, площадь которых не превышает 350 га.

Первые решения о создании ОЭЗ в России были приняты в 1990- 1991 гг. на основе постановлений Верховного Совета, Совета министров и распоряжений Правительства РФ. В сентябре 1991 г. был введен в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», содержавший специальную 7-ю главу об ОЭЗ. В ней определялись условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в ОЭЗ. Им могли предоставляться следующие льготы:

Упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями непосредственно в уполномоченных на то органах ОЭЗ;

Льготный налоговый режим; иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, которые не могут составлять менее 50% действующих па территории РФ ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностраиными инвестициями;

Пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;

Особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

Упрощенный порядок въезда и выезда иностранных іраждап, в том числе и безвизовый.

При всей важности этого закона он не мог служить полноценной законодательной базой для создания и функционирования ОЭЗ, так как касался только одного из аспектов ее деятельности - привлечения иностранных инвестиций. Этот пробел призван был восполнить Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (ОЭЗ) на территории России», изданный в июне 1992 г., который придал новый импульс процессу формирования ОЭЗ.

Новая геополитическая обстановка, в которой оказалась Россия после распада СССР, потребовала от нее немалых усилий по сохранению и восстановлению нарушенных связей с торгово-экономическими партнерами из числа бывших советских республик и соседних стран. Зонами свободного предпринимательства были объявлены 11 регионов страны. В начале 90-х годов практика создания ОЭЗ в России приобрела, по сути, беспорядочный характер и сводилась к бесконтрольной раздаче льгот и привилегий отдельным регионам страны. В результате к 1993 г. на долю формально созданных ОЭЗ приходилось более "Л территории России. В этих условиях было решено, что любые льготы могут предоставляться регионам только в законодательном порядке, что привело к принятию законов об отдельных ОЭЗ. Фактически многие зоны либо не функционировали, либо не приносили желаемых результатов и не решали тех задач, которые были перед ними поставлены.

Некоторые исследователи предприняли попытку сформулировать выводы и уроки, которые необходимо извлечь из опыта создания и развития ОЭЗ в России в 1990-е годы.

Первый урок касается необходимости законодательно-правового обеспечения процессов создания и функционирования ОЭЗ.

Второй урок заключается в необходимости создания специального полномочного правительственного органа по утверждению проектов ОЭЗ, координации работ по их созданию и контролю за их деятельностью.

Третий урок состоит в том, что для успешного функционирования зоны необходим подготовительный период (сроком от 3 до 5 лет), в ходе которого на ее территории должно быть приватизировано и акционировано не менее 60-70% объектов материального производства и сферы услуг. В течение подготовительного периода создаются основные элементы рыночно ориентированной экономики, производственная и хозяйственная инфраструктура, устанавливаются контакты с потенциальными иностранными инвесторами.

Четвертый урок касается недостатков самой концепции ОЭЗ, которые были задуманы как комплексные зоны производственной направленности, без учета реального состояния экономики страны и ее инвестиционного климата. При этом не учитывалась действительная величина затрат на создание зоны и ограниченность возможностей изыскания источников их финансирования в стране, переживающей глубокий экономический кризис. Кроме того, оставались в стороне другие типы ОЭЗ (помимо комплексных), которые могли решать более узкие задачи, например, по развитию экспортного производства, и по мере становления и развития - более масштабные задачи общеэкономического развития. Некоторые специалисты подчеркивали несостоятельность принципа создания «суперзон» в границах краев, областей или нескольких субъектов РФ, так как он дестабилизирует Федерацию, закладывая основы для правового и экономического неравенства ее субъектов. В качестве альтернативы предлагалось законодательно закрепить практику образования локальных ОЭЗ на малых территориях (площадью в несколько кв. км) и более крупных ОЭЗ в границах муниципальных образований.

Пятый урок состоит в необходимости разработки четких критериев выбора места размещения зон. Между тем некоторые зоны («Алтай», «Кузбасс» и др.) расположены в глубинных регионах страны, не имеющих выхода на экономически выгодные международные коммуникации, что снижает интерес иностранных инвесторов к данным проектам. Следует также учитывать и тот факт, что многие российские зоны могут привлечь иностранных инвесторов не качеством инфраструктуры и не масштабами фискальных льгот, а скорее перспективой доступа к емкому внутреннему рынку.

С учетом накопленного опыта и результатов дискуссии в РФ был разработан и принят 22 июля 2005 г. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», основные положения которого состоят в следующем.

ОЭЗ - это определяемая правительством часть государственной и таможенной территории РФ, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности в части налогообложения, таможенного регулирования и деятельности контролирующих органов.

В России создаются ОЭЗ двух типов:

Промышленно-производственные - с целыо размещения объектов производственного назначения общей площадью не более 20 кв. км на срок не более 20 лет;

Технико-внедренческие - с целыо создания и коммерциализации научно-технических разработок путем внедрения в производство новых технологий, основанных на передовых достижениях пауки и техники, общей площадью пе более 2 кв. км, на срок не более 20 лег.

На территории ОЭЗ могут работать как так называемые резиденты ОЭЗ, т.е. лица, на которых распространяются особенности предпринимательской деятельности в такой зоне, так и лица, не являющиеся резидентами ОЭЗ, которые осуществляют свою деятельность на ее территории в соответствии с законодательством РФ без распространения па них льгот и привилегий. Зарегистрированный в ОЭЗ резидент заключает с территориальным органом соглашение о ведении промышленно-про- изводственпой или технико-внедренческой деятельности. В промышленно-производственной деятельности он берет на себя обязательство осуществить капиталовложение на сумму не менее 10 млн евро (не включая нематериальные активы), в том числе в течение первого года - не менее 2 млн евро.

Процесс создания ОЭЗ следующий.

1. Субъект РФ совместно с муниципальными образованиями, на которых планируется создание ОЭЗ, подает в правительство заявку о создании ОЭЗ. Отбор заявок проводится правительством на основе конкурса.

2. На момент принятия решения правительством о создании зоны земельные участки, образующие сс территорию, и объекты, расположенные на ее территории, не должны находиться во владении и (или) пользовании граждан или юридических лиц, т.е. речь идет о привлечении инвестиций в новые объекты.

3. При принятии решения о создании ОЭЗ Правительство РФ и субъект подписывают соглашение, в котором четко указывают обязательства федеральных и региональных властей по срокам и объемам инвестиций в инфраструктуру.

В РФ предусматривается следующая конструкция управления ОЭЗ:

Разработка и реализация единой государственной политики в отношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (уполномоченное федеральное министерство);

Координация и управление ОЭЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ (организуется новое федеральное агентство);

Управление конкретной ОЭЗ осуществляет территориальный орган федерального агентства (территориальный орган).

Предусматриваются следующие особенности налогообложения резидентов ОЭЗ.

1. Для резидентов промышленно-производственных зон в отношении налога на прибыль предусмотрены:

Ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

Особый порядок начисления амортизации по основным средствам (так называемую ускоренную амортизацию с коэффициентом 2);

Снятие 30-процентного ограничения, связанного с переносом убытков, полученных в одном налоговом периоде, на последующие налоговые периоды.

2. Для резидентов технико-внедренческих зон планируется предусмотреть пониженную ставку единого социального налога (на 14% с сохранением принципа регрессивности).

3. На федеральном уровне планируется закрепить освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты налога па имущество и земельного налога на 5 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ.

Рассматриваемый закон упразднил ранее созданные в РФ свободные (особые) экономические зоны, кроме Калининградской и Магаданской, деятельность которых регулируется отдельными законами. Механизм функционирования остальных не был оформлен законодательно. Иными словами, права предпринимателей не гарантировались государством. Теперь правовой вакуум заполнен. В этом принципиальное отличие новых ОЭЗ. В январе 2006 г. правительство России и шесть регионов подписали соглашение о создании особых экономических зон (ОЭЗ), что знаменовало собой юридическое рождение ОЭЗ, которые, по словам главы Минэкономразвития Г. Грефа, «можно назвать одним из приоритетных национальных проектов». ОЭЗ технико-внедренческого типа будут созданы в Санкт-Петербурге, Зеленограде, подмосковной Дубне и Томске. ОЭЗ промышленно-производственного типа появятся в Липецке и Елабуге (Татарстан). Кандидаты на создание ОЭЗ отбирались по конкурсу из 70 заявок. Эти первые ОЭЗ рассматриваются как зарождение нового высокотехнологичного типа российской экономики. Конечно, шесть ОЭЗ не являются критической массой для тотального прорыва к новой экономике: «Но мы потому и начали не с сотии зон, а только с шести, - подчеркнул Г. Греф, - чтобы отработать технологии управления, научиться это делать». Во второй половине 2006 г. решено провести еще один конкурс по промышленно-производственным зонам - для регионов Сибири и Дальнего Востока, не вошедших в первую шестерку. Такие конкурсы будут проводиться ежегодно. В 2006 г. состоится конкурс по туристическо-рекреационным зонам." Кроме того, планируется создание портовых ОЭЗ.

После принятия законодательными органами регионов необходимых местных законов инвесторы в течение 5 лет будут освобождены от всех местных налогов: на землю и имущество, от транспортного налога, а также от налога на прибыль в той части (4% из 24%), которая идет в региональные бюджеты. По словам главы Федерального агентства по управлению ОЭЗ Ю. Жданова, реальные расходы государства на создание инфраструктуры ОЭЗ в 2006 г. будут гораздо выше сумм, заложенных в федеральном бюджете на 2006 г. (8 млрд руб.), за счет средств дорожного фонда и возможностей регионов. Казенный рубль будет работать над созданием и развитием инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Ключевым моментом соглашения является распределение долей финансового участия центра и регионов при создании ОЭЗ. По регионам эти доли существенно разнятся. Так, федеральный бюджет и бюджет Москвы и Санкт-Петербурга вкладывают деньги на паритетных началах, тогда как в Томской области центр обязался обеспечить 74% вложений. Такой расклад не будет меняться как минимум в течение двух ближайших лет.

В целом льгот и преференций для ОЭЗ установлено немало, в том числе освобождение предприятий от уплаты налога на имущество в течение пяти лет с момента их постановки на учет. В течение таког о же срока не будет взиматься земельный налог. Для резидентов техниковнедренческих зон снижена до с 26% до 14% базовая ставка единого социального налога. Максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставленные на основе соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, не превышает 2% в год от кадастровой стоимости. В промышленпо-производственных зонах можно применять специальный коэффициент (до 2) к основной норме амортизации, что очень важно для ускоренного обновления основных фондов и оборудования, снято 30-процентное ограничение, связанное с переносом убытков, полученных в одном налоговом периоде, па последующие. Дополнительные льготы и преференции могут устанавливать субъекты РФ и муниципальные образования, на территории которых созданы ОЭЗ.

На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС), а российские товары - на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без вывозных таможенных пошлин.

По предварительным оценкам, общее снижение издержек резидентов ОЭЗ может достигать почти 30%. Только путем снижения административных барьеров издержки на реализацию проектов в ОЭЗ могут быть понижены на 5-7% в промышленно-производственных и на 3- 5% в технико-внедренческих ОЭЗ. Это будет достигнуто путем применения принципа «одного окна», когда по всем вопросам, связанным с деятельностью в ОЭЗ, инвестор (предприниматель) взаимодействует с возможно меньшим числом органов власти. Реализация этого принципа будет осуществлена путем делегирования ряда полномочий Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами. Строительство инфраструктуры за счет средств бюджетов всех уровней позволит снизить издержки резидентов на 8-12%, а концентрация производства позволит избежать дополнительных расходов в размере 3- 7% от стоимости инвестиционных проектов.

Федеральный закон гарантирует инвесторов от неблагоприятных изменений в российском законодательстве о налогах и сборах.

Однако помимо льгот и преференций для ОЭЗ существуют определенные ограничения и требования:

Промышленно-производственные ОЭЗ должны занимать площадь не более 20 кв. км, а технико-внедренческие - не более 2 кв. км;

ОЭЗ создаются только на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности; они не могут быть расположены на территории нескольких муниципальных образований и не должны включать в себя полностью территорию административно- территориального образования;

Срок существования ОЭЗ - 20 лет, и он продлению не подлежит;

На территории ОЭЗ не допускаются добыча и переработка полезных ископаемых, размещение объектов жилищного фонда, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);

Резиденты промышленно-производственных зон обязаны осуществить капитальные вложения в размере не менее 10 млн евро; при этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее 1 млп евро; для резидентов технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена;

В число 17 членов наблюдательных советов всех ОЭЗ, возглавляемых «политическими фигурами регионов», должны входить до 5 представителей инвесторов-резидентов, до 3 представителей Федерального агентства по управлению ОЭЗ, а также торгово-промышленных палат регионов и РСПП.

В особой экономической зоне Грязипского района Липецкой области площадью 10,3 кв. км предполагается создать производство бытовой техники и комплектующих для нее. Основными резидентами ОЭЗ станут известные западноевропейские компании. Общие затраты па создание инфраструктуры составят около 1,8 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета - около 42%. Ожидается общий объем инвестиций около 25 млрд руб., в том числе до 2008 г. - 8,7 млрд. Объем производства промышленной продукции до 2008 г. составит 13,5 млрд, через пять лет он увеличится до 39 млрд руб. в год. К 2010 г. ожидается поступление 12,8 млрд руб. в бюджеты всех уровней. Всего за период функционирования ОЭЗ отдаст в казну около 41 млрд. К 2010 г. будет создано около 5800 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ планируется создание 9100 рабочих мест.

В Елабуге на площади чуть менее 20 кв. км предполагается организация выпуска автокомпонентов, автобусов, бытовой техники, а также высокотехнологичного химического производства. Здесь кроме европейских фирм резидентами хотят стать фирмы из Азии и Америки. Общие затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ составят 1,6 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета - 49%. Общий ожидаемый объем инвестиций составит около 25 млрд руб., в том числе до 2008 г. - 13,6 млрд. Производство промышленной продукции до 2008 г. составит 27 млрд руб., а через 5 лет ожидается его увеличение до 43 млрд в год. К 2010 г. ожидается поступление 12,8 млрд руб. в бюджеты всех уровней, а всего за период функционирования ОЭЗ - около 41 млрд. К 2010 г. будет создано около 4500 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ - 9800.

Предложения по созданию технико-внедренческих зон позволяют провести их «мягкую специализацию». В Дубне это информационные и ядерно-физические технологии, в Томске - промышленная электроника и биотехнологии, в Зеленограде микро- и наноэлектроника, Санкт- Петербурге - аналитическое приборостроение. ОЭЗ в Дубне предлагается создать на территории двух участков общей площадью 187,7 га. Помимо указанных выше намечено развивать производство программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных; электронное приборостроение, элементы электронной техники; проектирование и производство летательных аппаратов; технологии производства новых материалов и изделий из них (композиционные материалы); технологии энергосбережения, альтернативная электроэнергетика. Плюс исследования и разработки в области лекарственных препаратов, медицинской техники и материалов. Здесь ожидается 35 резидентов, в основном отечественных. Общие затраты на создание инфраструктуры ориентировочно составят 2,5 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета 65%. В 2006 - 2018 гг. предполагаемые доходы бюджетов всех уровней от деятельности ОЭЗ составят около 42 млрд руб. К 2012 г. предусматривается создание свыше 13 тыс. рабочих мест.

В Санкт-Петербурге на двух земельных участках общей площадью 200 га организуется производство программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; медицинской техники, разработка и производство аналитических приборов. Всего здесь будет функционировать 51 резидент.

В сложившихся научных центрах в ряде регионов России есть готовые площадки для организации инновационных структур, например, технопарков. Их можно рассматривать в качестве инкубаторов для «выращивания» будущих резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, а также для формирования предпосылок создания ОЭЗ в рамках последующих конкурсов. На базе этих технопарков можно отработать и такие элементы инновационной инфраструктуры, как венчурные и «посевные» фонды ранних стадий, которые играют большую роль в других странах. Уже в ближайшее время будет начата работа по формированию сети технопарков в сфере высоких технологий и по организации ряда профильных технопарков.

Общее число занятых в производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг в регионах с ОЭЗ к 2020 г. может возрасти в 2,5 раза. Только за счет деятельности резидентов доля высокотехнологичного экспорта из этих регионов к 2020 г. возрастет до 20%. С учетом предполагаемого роста производительности труда доходы занятых в соответствующих секторах увеличатся почти в 6 раз по сравнению с уровнем 2004 г. Кроме того, увеличение доходов населения повлечет за собой рост емкости потребительского рынка регионов и в целом качества жизни. Предполагается, что окупаемость вложенных бюджетных средств ожидается в течение 5-7 лет, что будет зависеть от наполняемости ОЭЗ резидентами.

Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу с 1 апреля 2006 г. Его цель - добиться, чтобы в область пришел серьезный инвестор, чтобы там начали производить товары на экспорт в Европу, а «таможенная дыра», обогатившая спекулянтов импортных автомобилей, ушла в прошлое.

По новому закону резидентом (участником) ОЭЗ может стать далеко не каждый предприниматель, работающий в Калининграде. Под режим ОЭЗ попадают проекты ценой свыше 150 млн руб., при этом 70% производства и 90% собственных или арендованных средств должны находиться в области, а в числе персонала - половина местных жителей. За это инвестор получает освобождение от налога на прибыль на 6 лет, в последующие 6 лет налог будет взиматься по половинной ставке. Арендная плата за землю будет зафиксирована на весь период действия договора о резидептстве. Резидент может не продавать часть своей валютной выручки Центральному банку.

На режим ОЭЗ не могут претендовать предприятия, которые занимаются добычей или торговлей нефтью и газом, производством подакцизных товаров (например, водки), кроме авто, оптовой и розничной торговли и финансовой деятельности. Конечно, никто не запрещает делать водку или держать магазин в Калининграде, но лишь на общих основаниях. Главное, чего лишились калининградские предприниматели - таможенных льгот. В принципе они остались: ввозить в область оборудование и прочие товары можно по-прежнему без пошлин, но вывозить это все в Россию без таможни уже нельзя. Это должно перекрыть самый любимый вид калининградского бизнеса: ввезти из ЕС в регион нечто, чаще всего авто, и тут же перепродать это на «большую землю».

Самое интересное в законе - сохранение на 10 лет режима прежней зоны, образца 1996 г., для тех предприятий, кто уже работает. Принятие закона должно способствовать превращению региона в экспортоориентированный. Реализация закона должна обеспечить рост экспорта товаров и услуг на 20%, валового регионального продукта - в 2,5 раза и рост пополнений бюджетов всех уровней в 4 раза1.

Лекция 1. Инвестиции как форма международного движения капитала

1.1. Иностранные инвестиции: сущность, основные понятия и классификация

Международное движение долгосрочных капиталов развивается в разнообразных формах с участием экономических субъектов различных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех государств.

В самом общем плане понятие «инвестиция» означает долгосрочное вложение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты и т.д. с целью извлечения прибыли. Очень часто инвестиции отождествляются с капиталовложениями. Однако многие специалисты считают инвестиции более широким понятием, чем капиталовложения, поскольку инвестиции охватывают как реальные инвестиции (собственно капиталовложения), так и портфельные (или финансовые) инвестиции.

Реальными инвестициями (капиталовложениями) считаются вложения в основной и оборотный капитал, затраты на капитальный ремонт, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, а также вложения в нематериальные активы (патенты, лицензии, программную продукцию НИОКР и Т.Д.).

К портфельным (финансовым) инвестициям относятся долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты, финансовые вложения хозяйствующих субъектов в приобретение цепных бумаг и т.д.

Иностранные инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.

В Законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ».

По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданского права, которые могут служить объектами капиталовложений, относятся:

Иное имущество (в том числе имущественные права);

Результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

Работы и услуги;

Нематериальные блага;

Информация.

Даваемые в законодательных актах разных стран определения и перечни иностранных (зарубежных) инвестиций обычно являются не исчерпывающими, а примерными, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны.

В перечень основных объектов иностранных инвестиций входят:

Недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, денежные средства и вклады;

Цепные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.);

Имущественные права;

Права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность;

Права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора.

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, самая общая их классификация представлена в табл. 1.

Таблица 1

Способы классификации долгосрочных зарубежных (иностранных) инвестиций

Критерии классификации Типы инвестиций

По отношению к отдельным странам Иностранные - вложения иностранных капиталов в экономику данной страны.

Зарубежные- вложения капиталов местных экономических субъектов за рубежом

По источникам происхождения и форме собственности Частные инвестиции - инвестиции частных эко-номических субъектов.

Государственные инвестиции - инвестиции го-сударственных органов или предприятий

По степени контроля над предприятиями и другими экономическими субъектами Прямые инвестиции, дающие право контроля. Портфельные инвестиции, не дающие права контроля

По характеру использования Предпринимательские, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.

Ссудные, предоставляемые в форме займов и кредитов с целью получения процентного дохода

По способу учета Текущие потоки инвестиций - инвестиции, осу-ществляемые в течение года.

Накопленные инвестиции - объем инвестиций за весь период их осуществления)

По отношению к отдельным странам следует различать зарубежные (или заграничные) инвестиции, которые представляют собой вложения национальных экономических субъектов за рубежом, и иностранные инвестиции, т.е. вложения иностранных инвесторов в экономику данной страны.

Выделяют текущие потоки инвестиций, т.е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции - общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.

Международные потоки капитала традиционно принято подразделять на ряд форм, в зависимости от признака, положенного в основу классификации. Ссудный капитал - денежные средства, предоставляемые взаймы на условиях возврата и уплаты процентов. Движение ссудного капитала осуществляется в виде международного кредита. В основном в качестве ссудного капитала используется официальный капитал из государственных источников, хотя международное кредитование из частных источников также достигает весьма внушительных размеров. Предпринимательский капитал - денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Движение предпринимательского капитала осуществляется путем зарубежного инвестирования. Чаще всего - это частный капитал, хотя само государство или принадлежащие государству предприятия также могут вкладывать средства за рубеж. Прямые иностранные инвестиции - вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения (страна-реципиент) капитала, что обеспечивает контроль инвестора над объектом размещения капитала. Имеют место в случае создания за рубежом филиала национальной фирмы или приобретения контрольного пакета акций иностранной компании. ПИИ практически целиком связаны с вывозом частного предпринимательского капитала. Они являются реальными вложениями в предприятия, в землю, в другие капитальные товары. Портфельные инвестиции - вложение капитала в иностранные ценные бумаги (сугубо финансовая операция), не дающие инвестору права контроля над объектом инвестирования. Портфельные инвестиции приводят к диверсификации портфеля экономического агента, снижают риск инвестирования. Преимущественно они основаны на частном предпринимательском капитале, хотя и государство выпускает свои и приобретает иностранные ценные бумаги. Портфельные инвестиции представляют собой чисто финансовые активы в национальной валюте. Официальный (государственный) капитал - средства из государственного бюджета, перемещаемые за рубеж по решению правительства. Он совершает движение в виде займов, ссуд, иностранной помощи и т.д. Капитал международных экономических организаций (МВФ, Всемирного банка, ООН и др.) - специфическая разновидность официального капитала. Он формируется из взносов стран - членов этих организаций, а используется не просто по желанию той или иной страны, а по решению руководящих органов международных экономических организаций. Частный (негосударственный) капитал - средства частных фирм, банков и других негосударственных организаций, перемещаемых за рубеж по решению их руководящих органов. Источником происхождения этого капитала являются средства частных фирм, собственные или заемные, не связанные с государственным бюджетом. Это могут быть, например, инвестиции в создание зарубежного производства или межбанковские экспортные кредиты. Сверхсрочный капитал - вложение капитала сроком до 3 месяцев (суточный, недельный и т.д.). Это преимущественно ссудный капитал. Краткосрочный капитал - вложение капитала сроком до 1 года. Преимущественно ссудный капитал в форме торговых кредитов. Среднесрочный капитал - вложение капитала сроком от 1 года до 5 лет. Долгосрочный капитал - вложения капитала сроком более 5 лет. Все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций, так же как и ссудный капитал в виде государственных кредитов, обычно долгосрочны. Конкретные формы движения капитала регулируются национальным законодательством отдельных стран и уставами международных организаций.

15) Факторы влияния США на развитие мировой экономики.

На современном этапе мирового развития размер и уровень национального рынка выступают важными факторами мирового влияния. Высокая степень обеспеченности США собственными ресурсами относительно сдерживает рост зависимости от внешних источников и дает макроэкономической политике США достаточную степень свободы. Но от спроса на крупнейшем в мире американском национальном рынке зависит сбыт товаров и услуг многих стран, особенно это относится к готовым изделиям и тем видам сырья, которыми хозяйство США в большой степени снабжается за счет импорта.

Самый большой в мире объем ВВП означает, что США расходуют значительно больше любой страны на текущее потребление и инвестиции.

11. Изменения в американской экономике, а также изменение условий доступа на американский рынок оказывают существенное влияние на положение экспортеров. Например, располагая самым развитым машиностроением, США одновременно выступают крупнейшим импортером машино-технических изделий, принимая примерно 1/5мирового экспорта машин и оборудования, проводя закупки практически по всем видам техники. Это побуждает другие страны активно бороться за доступ на рынок США и укрепление своих позиций на нем, что отвечает в принципе интересам США. В результате конкурентной борьбы между экспортерами происходит высвобождение американских средств для их использования на более прогрессивных направлениях, благодаря удовлетворению части потребности хозяйства и общества за счет дешевого импорта.

Крупнейшими экспортерами в США выступают промышленно развитые страны: Канада направляет в США свыше 80% (31,3%ВВП), Япония - свыше 20% (3,1% ВВП), а Германия - 8-10% своего экспорта (2,6% ВВП). Устойчивый дефицит в торговле с этими странами стал характерной чертой экономики США. Доступ на рынок США являлся для названных стран одним из главных условий их экономического развития.

В последние годы экономика США стала одним из основных потребителей экспортной продукции не только промышленно развитых стран, но и новых индустриализующихся стран. Так, на США приходится 91% всего экспорта Мексики (22,6% ВВП), свыше 90% - Малайзии (27,7% ВВП), 40% - Филиппин, 32% - Бразилии.

12. США выступают крупным рынком рабочей силы. Наряду с трудовой легальной миграцией для него характерны большие масштабы торговли живым товаром (современная форма работорговли).

13. США являются крупнейшим экспортером наукоемкой продукции. Им принадлежит порядка 10% всего рынка такой продукции за пределами страны. Одновременно с этим США выступают главным рынком для ведущих экспортеров продукции высоких технологий. Доля наукоемкой продукции в стоимости всего импорта США составляет около 14%. Крупный потенциал экспортной деятельности содержат новейшие направления научно-технического прогресса. США принадлежит 70% мирового рынка программного обеспечения для ЭВМ. Реализация интеллектуальной продукции, различных видов научно-технической информации становится все более перспективным видом международного предпринимательства, служит важным проводником мирового влияния американских корпораций.

14. Развитие экономики большинства стран базируется на достижениях научно- технического прогресса, использовании научных данных. Как отмечалось, 70% научной информации содержится в американских банках данных. Поскольку даже в Европе и Японии нет равнозначных банков данных, еще длительное время их ученые, инженеры и предприниматели будут продолжать черпать знания в основном из американских источников. Это усиливает их зависимость от США, влияет на коммерческую и производственную стратегию потребителя информации.

15. До сих пор во многих развивающихся странах и в странах с переходной экономикой не решена продовольственная проблема. Они зависят от поставок продовольствия, в том числе от продовольственной помощи. США выступают крупнейшим экспортером сельскохозяйственной продукции (35% мирового экспорта пшеницы, 69% кукурузы, соевых бобов, 25% хлопка, 18% риса, 12% табака).

16. Важное влияние на экономическое положение страны и на другие страны оказывает участие в международном производстве, основывающимся на зарубежном предпринимательском капитале. На долю США приходится 24% общемирового объема накопленных прямых капиталовложений. Американская доля значительно сократилась (43% в 1980 г.), но остается крупнейшей. Сеть международного производства, созданную посредством прямых заграничных инвестиций, в экономической литературе принято называть второй экономикой.

Вторая экономика США занимает особое место в мировой системе. По своему производственному, научно-техническому и финансовому потенциалу она существенно превосходит аналогичные сферы хозяйствования ближайших конкурентов США в этой области: Евросоюза и Японии. Уже в середине 80-х годов на 20 тыс. контролируемых американским капиталом зарубежных предприятиях было занято более 6,5 млн рабочих и служащих, что составляло четверть всей рабочей силы, занятой на предприятиях, принадлежащих американским ТНК. Объем продаж товаров и нефинансовых услуг заграничными филиалами и подконтрольными фирмами соответствовал примерно 1/3 товарооборота материнских компаний и приносил порядка 1/3 прибыли (у японских - 12%). Общий объем продаж предприятий и фирм второй экономики соответствует 32% ВВП США. Костяк второй экономики образуют зарубежные промышленные фирмы, закупки которых на 80% обеспечиваются поставками материнских корпораций.

Интенсивное взаимодействие зарубежных предприятий американских ТНК с хозяйственными структурами США выражается в наиболее рельефной форме в растущей производственной кооперации зарубежных филиалов с материнскими фирмами. Среди машиностроительных компаний получил развитие выпуск товаров для американского рынка на зарубежных сборочных предприятиях, принадлежащих ТНК, из узлов и деталей, поставляемых с предприятий материнских компаний. Создание подобного замкнутого цикла производства обеспечивает американским ТНК получение миллиардных прибылей ежегодно. Главный выигрыш здесь обеспечивает относительная дешевизна рабочей силы, занятой на заграничных предприятиях.

Доходы от инвестиций ТНК являются важным фактором способности США финансировать свою зарубежную деятельность и институты международного сотрудничества и развития.

17. Позиции на международных рынках ссудного капитала. Американское хозяйство опирается на мощный внутренний рынок ссудного капитала. Компании и государство выступают крупнейшими мировыми кредиторами и крупнейшими мировыми заемщиками одновременно, в широких масштабах используя капитал других стран.

Масштабы внутреннего кредитного рынка являются мощным фактором влияния США на мировое движение денежных ресурсов. Еще в начале 90-х годов объем кредитных ресурсов, распределяемых этим рынком, превысил 1000 млрд долл. ежегодно, что значительно превышает величину кредитного рынка любой из других развитых стран. В условиях тесного взаимодействия денежных рынков, фактической их интеграции в мировой рынок кредитных ресурсов события на денежном рынке США, повороты кредитно-денежной политики страны существенно влияют на общее положение дел в мировой экономике и ее валютно-финансовой сфере.

18. Поддержанию ведущих позиций США в мировой экономике содействует международная роль доллара, который остается главным резервным и расчетным средством в мировой валютно-финансовой системе. Инвалютные резервы центральных банков других стран на 61% состоят из долларов, почти 2/3 расчетов вмировой торговле осуществляется в долларах; доллар служит мерой ценности многих важных товаров (например, нефти) на мировом рынке; в долларах проводится 3/4 международного банковского кредитования. Роль доллара значительно превосходит экономический вес США в мире.

США получают большие доходы от выпуска, эмиссии денежных знаков (сеньораж). Долларовая денежная масса достигает огромной величины в 560 млрд. Более 2/3 этой

массы вращается вне американского хозяйства, в основном в РФ. Она означает фактический кредит казначейству США.

Доллар служат единым эталоном, на который равняются все валюты развитых стран. На практике все участники международных расчетов продолжают ориентироваться на доллар. Причиной этого служит потребность международного обмена в едином универсальном расчетном средстве, диктуемая возрастающим единством товарного производства в мировом хозяйстве. Эффективно удовлетворить эту потребность в существующих условиях может только национальная валюта страны, которой принадлежит ведущая роль в мировом хозяйстве, и США отвечают этим требованиям.

Изменения курса доллара влекут глубокие последствия и для США, и для других стран. Повышение его курса относительно уменьшает объем экспортной выручки в долларах, нередко влечет за собой более значительное, чем изменение валютного курса, падение мировых цен, особенно на сырье. Напротив, снижение курса доллара служит мощным средством, способствующим росту американского экспорта и оттеснению конкурентов США на внешних рынках. Одновременно сдерживается импорт в США вследствие эффекта роста цен. Таким образом, для США изменения курса доллара так или иначе могут приносить выгоды и преимущества

16) Paзвитые ораны в мировой экономике Современная расстановка сил.

17) Как развивается соперничество между ЕС и США.

Нельзя упрощать и проблему, касающуюся сравнения экономических потенциалов США и Западной Европы, в частности стран Евросоюза. Эта проблема становится понятнее, если ее рассмотреть в историческом ракурсе. Прежде всего бросается в глаза очевидный факт: преимущества США в темпах экономического роста более всего проявились в годы Первой и Второй мировых войн, принесших огромные потери европейской экономике. Наиболее перспективным из предпринятых проектов европейской политики, способным существенным образом повысить роль Европы в геополитическом процессе, является в первую очередь решение о расширении ЕС. Разумеется, этот процесс должен быть максимально взвешенным и осторожным. Но он уже приобрел необратимый характер и обязательно станет ощутимым фактором дальнейшей консолидации европейских наций. В этой связи имеет значение следующее: несмотря на существующие сложности, все конструктивнее становятся отношения ЕС и Украины, которая занимает одно из ключевых мест на Европейском континенте и искренне пытается внести свой посильный вклад в развитие общеевропейской интеграции, становление Большой Европы как целостной геополитической величины.

Ныне Евросоюз - одна из самых мощных интеграционных зон мира. ЕС объединяет страны с населением 370 млн. чел. Его экономический потенциал почти такой же, а по отдельным направлениям превышает экономический потенциал США. Он определяется следующими параметрами: ВВП - около 10 трлн. долл., 22% мирового промышленного производства. ЕС неустанно прогрессирует. Это касается прежде всего социальной политики, где не только сохраняются, но и углубляются принципы социально-рыночной экономической политики, внедренной в послевоенные годы в Германии одним из известнейших экономистов Запада, канцлером этой страны Л.Эрхардом.

Еще в 1989 году Европейским Союзом была утверждена Хартия основных социальных прав трудящихся Сообщества. Следующим шагом отработки базовых принципов общей социальной политики стало принятие в 1993 году Белой книги «О возрастании конкурентоспособности и занятости: раздумья для Союза». На Маастрихтском саммите 1992 года социальную политику выделили в самостоятельное направление деятельности ЕС, а в 1997-м соответствующий Протокол стал составной частью Амстердамского договора о Европейском Союзе.

Для западноевропейской модели экономики характерна также более высокая в сравнении с США степень открытости. На протяжении почти всей своей истории США были страной высоких протекционистских тарифов. Особенно это касается 20-х годов, а также послевоенного периода, когда решался вопрос о стимулировании внутреннего рынка. Ныне ЕС является неоспоримым лидером мировой торговли, обеспечивает почти 40% мирового экспорта, тогда как США - менее 12,3% (в 1948 году - 22%).

Страны ЕС занимают господствующие позиции и в экспорте капитала, они являются, по сути, определяющим инвестиционным центром мировой экономики. Если в 1967 году США обеспечивали 50,4% мирового объема прямых инвестиций, то в 1999-м лишь одна страна Европы - Великобритания - инвестирует больше, чем американские инвесторы. На протяжении 90-х годов пять самых больших европейских инвесторов - Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды и Швеция - обеспечивали 80% общего объема экспорта иностранного капитала.

Также важно учитывать и значительно более высокую самодостаточность экономической системы ЕС в сравнении со США и Японией. Если в 1958 году на внутреннюю торговлю стран Европы приходилось всего 36% внешнего товарооборота, то ныне - 62-65%. И наоборот, наиболее уязвимой стороной США является их все возрастающая зависимость от геополитической ситуации, в частности и мировой конъюнктуры.

Последние десятилетия характеризуются существенным прогрессом европейской банковской системы. Дают о себе знать ее более глубокая дифференциация, наличие значительно более широкого, нежели в США, рынка свободных финансовых ресурсов. Убедительным свидетельством этого является следующая статистика: в 1998 году в странах ЕС и Швейцарии было сосредоточено 38,9% всех мировых банковских депозитов, тогда как на США приходилось всего 14,4%. Соответствующая динамика подтверждается и соотношением валютных резервов: в странах еврозоны они почти в четыре раза выше, чем в США.

Нельзя упрощенно подходить и к сравнению научно-технических потенциалов США и Европы, хотя преимущества Америки в этой сфере остаются неопровержимыми. Тем не менее логика постиндустриального развития в большей мере отвечает базовым принципам европейской экономики, прежде всего модели не сугубо рыночной, а социально-рыночной экономики, сформировавшейся и усовершенствовавшейся на территории Западной Европы.

Среди других геополитических проектов европейской стратегии выделим следующие.

Во-первых, создание общеевропейской валюты. Это один из самых весомых факторов, который при условии грамотной денежно-кредитной политики способен подорвать экономические устои однополярной структуры современного мира и повлечь за собой образование многополярной хозяйственной международной среды.

Во-вторых, ситуация развивается таким образом, что уже в ближайшей перспективе Европа может превратиться в признанный центр мировой экологической политики. Это также очень важный фактор укрепления ее геополитических позиций, ведь современный цивилизационный прогресс без эффективной экологической составной не имеет и не может иметь перспективу.

В-третьих, конструктивность отношений со странами «третьего мира». Большинство из них все более разочаровываются и в американской модели развития, и в политике США по отношению к соответствующим государствам. Подчеркнем: Европейский Союз и США, по сути, воплощают две качественно различные между собой стратегии взаимодействия западной цивилизации с внешним миром. В соответствии со своими базовыми принципами страны ЕС стремятся максимально поддержать устойчивый экономический и социальный прогресс развивающихся стран. Только в 1999 году они направили на программы соответствующей помощи упомянутым странам 26,8 млрд. долл. - в три раза больше, чем США. По данным Дж.Сороса, в 2000 году часть донорской помощи составляла лишь 0,1% ВВП США. По этому показателю США занимают последнее место среди развитых стран.

Швеция, Нидерланды и Дания оказались лидерами по объемам указанных ассигнований в расчете на душу населения своих стран - 190, 203 и 331 долл., тогда как в США этот показатель составляет 33 долл. Наконец речь идет о принципах отношений, которые могут в перспективе стать основой глобализационных процессов, отношений постиндустриального Запада со странами периферии.

Эти и прочие аналогичные процессы являются свидетельством глубоких системных изменений, не только сказавшихся на старте нового тысячелетия, но и все активнее пробивающих себе дорогу на поприще геополитических отношений. Чрезвычайно важным в этом является то, что эпицентр конструктивности в мировой политике постепенно перемещается из США в Европу. Это порождает у европейцев не только оптимизм, но и уверенность в своих действиях. Как заявил во время визита в Россию (апрель 2002 года) премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, «мы хотим, чтобы в будущем было только мирное соревнование - Соединенных Штатов, с одной стороны, и очень сильного субъекта - Большой Европы - с другой». Имея огромный общественный потенциал и многолетний опыт конструктивного развития межгосударственных отношений, страны Старого Света способны полностью реализовать эти идеи, придав таким образом мировому цивилизационному процессу новые ощутимые импульсы.

18) Международное разделение труда. Специализация и кооперирование производства.

Международное разделение труда (МРТ), международная специализация и кооперирование (кооперация) производства (МСКП) – взаимосвязанные и обусловливающие друг друга общественные явления, носящие сложный и противоречивый характер.

Международная специализация – экономическая категория, имеющая по сравнению с международным кооперированием, более широкий смысл, является одной из сторон и одновременно главных форм проявления МРТ.

Международное кооперирование основывается на специализации производства, и отражает другую сторону и иную основную форму МРТ.

Под международной специализацией производства (МСП) понимается форма разделения труда между странами, при которой происходит рост концентрации однородного производства и обобществления труда в мире на основе процесса дифференциации и выделения в самостоятельные (обособленные) технологические процессы, в отдельные отрасли и подотрасли национальных производств, изготовление все более однородных продуктов труда сверх внутренних потребностей. Эти процессы вызывают все большее взаимное дополнение дифференцированных национальных комплексов, находят отражение в интенсификации международного обмена товарами, услугами, научно-техническими знаниями.

МСП развивается по двум направлениям – производственному и территориальному.

Производственное направление подразделяется на межотраслевую, внутриотраслевую специализацию и на специализацию отдельных предприятий (компаний).

Территориальное направление МСП предполагает специализацию отдельных стран, группы стран и регионов на производстве определенных продуктов и их частей для мирового рынка.

Основными видами МСП являются:

  1. предметная (производство продуктов);
  2. подетальная (производство частей, компонентов продуктов);
  3. технологическая, или стадийная, специализация (осуществление отдельных операций или выполнение отдельных технологических процессов).

Общей объективной основой международного кооперирования производства (МКП) являются:

  1. растущий уровень развития производительных сил;
  2. степень разделения производительных сил на отрасли, производства, предприятия.

В результате воздействия НТР была создана материальная основа для широкого развития производственного кооперирования. НТР заставила изменить и сам характер МКП, включив в него в качестве важнейшего элемента науку.

Основная функция кооперации труда – служить средством увеличения производимых материальных благ при более высокой производительности труда, для реализации принципиально новых задач, была дополнена другой важной функцией – объединение усилий производителей нескольких стран.

Основные методы, используемые при налаживании кооперационных связей:

  1. осуществление совместных программ;
  2. специализация в договорном порядке;
  3. создание совместных предприятий (СП).

Значимость МКП как фактора повышения эффективности национальных производств и интенсификации международного оборота устойчиво повышается.

19) Пути западноевропейской интеграции. Факторы, способствующие и препятствующие формированию единого европейского пространства.

ЕЭС - ЕС. Западно-европейский «классический» вариант региональной интеграции представляет собой Европейское экономическое сообщество - Общий рынок, с 1992 г. - Европейский союз.

Эволюцию (табл. 2) схематично можно выразить следующим образом:

ЕЭС ® Общий рынок ® ЕС ® ЕЭВС ® ПС.

Созданию ЕЭС в 1957 г. предшествовало образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Париж, 1951 г. - международной государственной организации, объединяющей каменноугольную, железнодорожную и металлургическую промышленность Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и Евратом (организация по разработке и использованию атомной энергии в мирных целях), и они занимали ведущие позиции в названных межотраслевых комплексах.

К тому времени в рамках составляющих (ЕОУС и Евратом) уже действовали принципы зоны свободной торговли, вследствие чего ЕЭС был основан на принципах Таможенного союза.

В декабре 1969 г. в Гааге было принято решение о расширении Европейского сообщества и углублении экономической интеграции. С 1 января 1973 г. к «шестерке» присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия, в 1995 г. - Австрия, Финляндия, Швеция. В настоящее время в состав ЕС входят 15 государств с общей численностью населения более 370 млн чел.

Цель ЕЭС - постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с развивающимися странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг, проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта, унификация налоговой системы, создание валютного союза. В целях их реализации были созданы: Совет Министров ЕЭС, Комиссияевропейских сообществ (КЕС), Европейский Совет, каждый из которых, в свою очередь, сформировал многочисленные организации и учреждения, в том числе Европейский Суд и Парламент, с целью постепенного перехода к политической интеграции. Создана Европейская валютная система. 89

Таблица 2

Эволюция интеграции в рамках Европейского союза Годы 1957|1958|1959|1960|1961|1962|1963|1964|1965|1966|1967|1968|1969|1970|1971|1972 1973|1974|1975|1976|1977|1978|1979|1980 Количество членов В составе 6 стран: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция В составе 9 стран.

Вступление Великобритании, Дании, Ирландии (1 января 1973 г.) Название Европейское экономическое сообщество Стадия интеграции Зона свободной торговли Таможенный союз (с 1 июля 1968 г.) Валютная интеграция Европейская «валютная змея» (с 24 апреля 1972 г.) Европейская валютная система (с 13 марта 1979 г.) ЕС -развивающиеся страны Яундское соглашение об ассоциации с ЕЭС 18 стран Африки (20 июля 1963 г.) Первая Ломейская конвенция между ЕЭС и 46 развивающимися

странами (28 февраля 1975 г.) Вторая Ломейская конвенция между ЕЭС и 58 развивающимися странами (31 октября 1979 г.) ЕС - ЕАСТ Соглашение о зоне свободной торговли с ЕАСТ (1 июля 1973 г.) Единая отраслевая политика Единая сельскохозяйственная политика (с 30 июля 1962 г.)

Единая политика в области исследований и технологического развития Европейский парламент Первые выборы в Европейский парламент (7-9 июня 1979 г.) Ключевые соглашения Римский договор (подписан 25 марта 1957 г., вступил в силу 1 января 1958 г.)

Договор о слиянии исполнительных органов ЕЭС, ЕОУС и Евратома (подписан 8 апреля 1965 г, вступил в силу 1 июля 1967 г.) Окончание табл. 2 Годы 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 Количество членов В составе 10 стран. Вступление Греции (28 мая 1979 г.) В составе 13 стран. Вступление Испании и Португалии (1 января 1986 г.) В составе 15 стран. Вступление Австрии, Финляндии, Швеции (1 января 1995 г.) Название Европейское экономическое сообщество Европейский союз Стадия интеграции Таможенный союз Общий рынок Экономический союз Валютная интеграция Европейская валютная система Европейский валютный институт Единая валюта ЕС - развивающиеся страны Вторая Ломейская конвенция Третья Ломейская конвенция между ЕЭС и 66 развивающимися странами (8 декабря 1984 г.) Четвертая Ломейская конвенция между ЕЭС и 69 развивающимися странами (15 декабря 1989 г.) ЕС - ЕАСТ Соглашение о зоне свободной торговли с ЕАСТ

Соглашение о Европейском экономическом пространстве между ЕС и ЕАСТ (подписано 21 октября 1991 г., вступило в силу 1 января 1994 г.) Единая

отраслевая

политика Единая сельскохозяйственная политика

Единая политика в области охраны окружающей среды

Единая политика в области исследований и технологического развития

Единая политика в области энергетики

Единая политика в области транспорта

Единая структурная, социальная и региональная политика Европейский парламент Первые прямые выборы в Европейский парламент Вторые прямые выборы в Европейский парламент (14 июня 1984 г.

) Третьи прямые выборы в Европейский парламент (18 июня 1989 г.) Четвертые прямые выборы в Европейский парламент (1994 г.) Ключевые соглашения Римский договор

Договор о слиянии

Договор о Европейском союзе (подписан 7 февраля 1992 г., вступил в силу 1 ноября 1993 г.) Создана система «особых отношений» ЕЭС более чем с 60 развивающимися странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана. Уже к концу 60-х гг. был создан Таможенный союз, отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам.

Качественно новый этап в развитии западно-европейской интеграции - это Маастрихтские (Нидерланды) соглашения (февраль 1992 г.). Это свидетельство завершения третьего этапа эволюции ЕЭС. При этом ставятся задачи сближения стран на макроуровне, ликвидации множества налоговых, таможенных и других барьеров.

Маастрихтские соглашения предоставляли ЕС следующие функции:

создание и управление единой валютой;

усиление единой экономической политики;

основание и защита единого рынка на принципах свободной и справедливой конкуренции;

перераспределение средств между богатыми и бедными регионами;

поддержание законности и правопорядка;

признание и развитие фундаментальных прав отдельных граждан;

управление единой внешней политикой, включая вопросы безопасности, общей обороны и т. д.

Процесс одобрения Маастрихтских соглашений имел свои особенности и противоречия. Например, во Франции в ходе референдума по этим соглашениям многие голосовали против сельскохозяйственного курса ЕС, Дания высказалась за присоединение к договору только после второго референдума.

Факторы, способствовавшие западноевропейской интеграции. Хозяйственные механизмы стран Западной Европы оказались в большей мере и раньше, чем у других стран, подготовленными к тесному взаимодействию друг с другом. Высокая зависимость западноевропейских стран от внешних рынков и международных условий воспроизводства, сходство их экономических структур, их территориальная близость – все это способствовало развитию интеграционных тенденций. Однако существовали и другие факторы интеграции. После Второй Мировой Войны произошло коренное изменение социально-экономической структуры Европы. Создание Совета Экономического Взаимопомощи и отказ стран Восточной Европы от рыночной экономики стали препятствием развитию экономических связей между Восточной и Западной Европой. Компенсацией потерь восточноевропейского рынка могла служить только интенсификация взаимного сотрудничества друг с другом. Далее, одним из интегрирующих факторов было стремление западноевропейских стран укрепить позиции на мировом рынке перед мощным конкурентом – Соединенными Штатами Америки. Наконец, страны Западной Европы пытались компенсировать исчезновение колониальной системы и потерю утраченных колониальных торговых и иных связей усилением взаимозависимости.

Таким образом, совокупность общих для мирового хозяйства и специфических для послевоенной Западной Европы факторов определила особое место стран этого региона в мировой экономике, а степень переплетения их национальных интересов, национальных хозяйств оказалась выше, чем в любом другом регионе мира.

20) Международная торговля товарами. Основные тенденции и факторы влияния.

Международная торговля (МТ) - сложная экономическая категория, которая может рассматриваться по меньшей мере в трех аспектах: организационно-техническом, рыночном и социально-экономическом.

Организационно-технический аспект изучает физический обмен товарами и услугами между государственно оформленными национальными хозяйствами (государствами). Основное внимание при этом уделяется проблемам, связанным с закупкой (продажей) конкретных товаров, их движением между контрагентами (продавец - покупатель) и пересечением государственных границ, с расчетами и т. п. Эти аспекты МТ изучаются конкретными специальными (прикладными) дисциплинами - организация и техника внешнеторговых операций, таможенное дело, международно-финансовые и кредитные операции, международное право (различные его отрасли), бухгалтерский учет и т. д.

Организационно-рыночный аспект определяет МТ как совокупность мирового спроса и мирового предложения , которые материализуются в двух встречных потоках товаров и (или) услуг - мировом экспорте (вывозе) и мировом импорте (ввозе). При этом мировой совокупный спрос понимается как объем производства товаров, которые потребители готовы коллективно приобрести при существующем уровне цен внутри и вне страны, а совокупное предложение - как объем производства товаров, которые производители готовы предложить на рынке при существующем уровне цен. Они рассматриваются обычно только в стоимостном выражении. Проблемы, возникающие при этом, связаны преимущественно с изучением состояния рынка конкретных товаров (соотношением спроса и предложения на нем - конъюнктуры), оптимальной организацией товарных потоков между странами с учетом самых разнообразных факторов, но прежде всего фактора цены.

Эти проблемы изучаются международным маркетингом и менеджментом, теориями международной торговли и мирового рынка, международных валютно-финансовых отношений.

Социально-экономический аспект рассматривает МТ как особого типа общественно-экономические отношения , возникающие между государствами в процессе и по поводу обмена товарами и услугами. Эти отношения имеют ряд признаков, которые сообщают им особенную важность в мировой экономике.

Прежде всего следует отметить, что они носят всемирный характер, поскольку в них вовлечены все государства и все их экономические группировки; они являются интегратором, объединяя национальные хозяйства в единую мировую экономику и интернационализируя ее, базируясь на международном разделении труда (МРТ). МТ определяет, что выгоднее производить государству и на каких условиях обмениваться произведенным продуктом. Таким образом, она способствует расширению и углублению МРТ, а значит и МТ, вовлекая в них все новые государства. Эти отношения объективны и универсальны, т. е. они существуют независимо от воли одного (группы) человека и пригодны для любого государства. Им под силу систематизировать мировое хозяйство, расставив государства в зависимости от развитости в нем внешней торговли (ВТ), от доли, которую она (ВТ) занимает в международной торговле, от размера среднедушевого внешнеторгового оборота. По этому признаку различают «малые» страны - те, которые не могут оказать влияние на изменение цены на МР, если изменят свой спрос на какой-либо товар и, наоборот, «большие» страны. Малые страны, чтобы восполнить эту свою слабость на том или ином рынке, нередко объединяются (интегрируются) и предъявляют совокупный спрос и совокупное предложение. Но объединиться могут и большие страны, упрочивая таким образом свое положение в МТ.

Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в различных формах:

1. В ссудной и предпринимательской формах. Капитал в ссудной форме приносит владельцу доход в виде процентов по депозитам, другим вкладам, займам, кредитам; а капитал в предпринимательской форме – преимущественно в виде прибыли. Предпринимательский капитал - это капиталовложения в виде прямых и портфельных инвестиций. Прямые инвестиции в промышленные, торговые и другие предприятия - это те капиталовложения в принимающей стране, которые позволяют участвовать в управлении объектом вложения. По международной статистике доля иностранного участия в акционерном капитале фирмы, дающая возможность такого участия, принята в размере 25%, по американской статистике – 10%, по австралийской и канадской – 50%. Основными формами являются: открытые за рубежом предприятия, создание СП, совместные разработки природных ресурсов, покупка или захват предприятий страны. В мире развитые страны привлекают почти ¾ всех прямых инвестиций, около 20% - развитые страны, 5% - страны Центральной и Восточной Европы. Предприятия, в которых есть иностранные прямые инвестиции, называют зарубежными филиалами , разделяя их по степени контроля со стороны иностранной материнской компании на:

§ отделения, которые полностью или частично принадлежат иностранному инвестору и являются его представительством или офисом. Чаще всего это закупочно-сбытовые предприятия со складами и сервисным обслуживанием, строительные и добывающие предприятия;

§ дочерние компании , к которым относят хозяйственное общество, в котором иностранному инвестору принадлежит более 50% акций с правом голоса и он имеет право назначать и смещать большинство членов административного, исполнительного или наблюдательного органа.

§ ассоциированные компании (или смешанные) , к которым относят те хозяйственные общества, в которых иностранному инвестору принадлежит от 10 до 50% акций с правом голоса;

Портфельные инвестиции образуются вложением капитала в ценные бумаги предприятий в размерах, которые на обеспечивают право собственности или контроля. Такими ценными бумагами могут быть акционерные ценные бумаги, долговые ценные бумаги – облигации, простые векселя, долговые расписки, инструменты денежного рынка (казначейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты, финансовые деривативы и пр. Причиной портфельных инвестиций является стремление разместить капитал в той стране и в таких ценных бумагах, в которых он будет приносить максимальную прибыль. Более 90% портфельных инвестиций осуществляются между развитыми странами.

Ссудный капитал вывозится за пределы стран в виде предоставления краткосрочных и долгосрочных займов для получения процентов. Кредиторами могут быть частные фирмы или банки, государственные органы и международные финансовые организации, а получателями – частные лица, компании, предприятия, правительства стран. Экспорт ссудного капитала приобрел большие масштабы и стал основой современной системы международного кредита.

2. В форме частного, государственного капитала или капитала международных организаций. Обычно государственные кредиты и займы международных организаций предоставляются на льготных условиях по сравнению с частным капиталом, иногда вообще безвозмездно. Подобное движение капитала называется помощью , а безвозмездная его часть – субсидиями (грантами).

3. В денежной и товарной формах . Экспорт капитала нередко принимает вид вывоза машин, оборудования, патентов, если они экспортируются в качестве вклада в уставной капитал создаваемой или покупаемой там фирмы.

Международное движение капитала.

Одним из характерных явлений современной мировой экономики является движение капитала между странами. Международное движение капитала основано на его международном разделении как одного из факторов производства - исторически сложившемся или приобретенном сосредоточении капитала в различных странах, являющемся предпосылкой производства ими определенных товаров, экономически более эффективного, чем в других странах. Международное разделение капитала выражается не только в различной обеспеченности стран накопленными запасами материальных средств, необходимых для производства товаров, но и в различиях исторических традиций и опыта производства, уровней развития товарного производства и рыночных механизмов, а также просто денежных и других финансовых ресурсов. Наличие достаточных сбережений (капитала в денежной форме) является важнейшей предпосылкой для инвестиций и расширения производства.

Формы международного движения капитала

Международное движение капитала как фактора производства приобретает различные конкретные формы.

1) По источникам происхождения капитал, находящийся в движении на мировом рынке, делится на официальный и частный.

· Официальный (государственный) капитал - средства из государственного бюджета, перемещаемые за границу или принимаемые из-за рубежа по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций. Источником официального капитала являются средства государственного бюджета, то есть в итоге деньги налогоплательщиков. Поэтому решения о перемещении такого капитала за рубеж принимаются совместно правительством и органами представительной власти (парламентом).

· Частный (негосударственный) капитал - средства частных компаний, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за границу или принимаемые из-за границы по решению их руководящих органов и их объединений. Источником происхождения этого капитала являются средства частных фирм, не связанные с государственным бюджетом.

Но, несмотря на относительную автономность фирм в принятии решений о международном перемещении принадлежащего им капитала, правительство обычно оставляет за собой право его регулировать и контролировать.

2) По характеру использования выделяют:

· Предпринимательский капитал - средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли.

· Ссудный капитал - средства, даваемые взаймы с целью получения процента.

3) По сроку вложения выделяют:

· Среднесрочный и долгосрочный капитал - вложения капитала сроком более чем на 1 год. Все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций обычно являются долгосрочными.

· Краткосрочный капитал - вложения капитала сроком менее чем на 1 год.

4) По цели вложения капитала выделяют:

· Прямые инвестиции (direct investments) - вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала. Они практически целиком связаны с вывозом частного предпринимательского капитала, не считая относительно небольших по объему зарубежных инвестиций фирм, принадлежащих государству.

· Портфельные инвестиции (portfolio investments) - вложение капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования. Такие инвестиции также преимущественно основаны на частном предпринимательском капитале, хотя и государство зачастую выпускает свои и приобретает иностранные ценные бумаги.

Формы международного движения капитала, которые признаются каждой конкретной страной, обычно устанавливаются в ее инвестиционном и банковском законодательстве.

Сравнивая относительную предпочтительность привлечения капитала в различных формах, следует подчеркнуть, что прямые инвестиции имеют ряд преимуществ. Прежде всего, активизируется деятельность частного сектора, расширяется выход на внешние рынки и облегчается доступ к новым технологиям и методам управления. В этом случае больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования. Кроме того, приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности.

За 2012 год прямые инвестиции в экономику России поступили в размере 13 миллиардов долларов, что на 4,6% больше, чем за такой же период 2011 года. Также увеличился объем портфельных инвестиций почти в 3 раза и составил 1,5 миллиардов долларов по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Прочие инвестиции в экономику Российской Федерации понизились на 17,2% и составили 101 миллиардов долларов.

Накопленный иностранный капитал в экономике России на конец сентября 2012 года составил 353 миллиардов долларов, что на 9,3% выше по сравнению с таким же периодом 2011 года. Самый большой удельный вес в накопленном иностранном капитале относится к прочим инвестициям, которые осуществляются на возвратной основе. Их показатель составил почти 60% (58,3% на конец сентября 2011 года), доля портфельных инвестиций составила - 2,5% (2,6%), прямых - 38,3% (39,1%).

Капитал – это стоимость, которая имеет рыночную цену и спрос, это реализуемая стоимость. Капитал проявляется в вещественной (сокровища, не-движимость )и в денежной форме.

Капитал имеет три формы движения:

1) предпринимательскую (прямые капиталовложения в производство и портфельные инвестиции, т. е. вложения в ценные бумаги);

2) ссудную;

3) кредитно-ссудную форму. Есть два разных подхода к трактовке сущности международного движения капитала: п о характеру и формам международных капиталовложений.

По характеру использования международные капиталовложения могут быть предпринимательскими и ссудными. Первые прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда.

Чаще всего здесь выступает частный капитал. Вторые означают предоставление средств взаймы ради получения процента. Здесь капитал главным образом идет из государственных источников, но частные источники также весьма значительны.

По формам – это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное движение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда же относят кредиты и иные средства международных организаций.

Различия в основе этих двух подходов в свою очередь объясняются двумя причинами: 1)развитием рынка и составляющих его форм хозяйственных связей;

2) меняющимся пониманием сущности, роли и значения отдельных форм таких связей в развитии и совершенствовании национальных экономик, а также характера задач, экономической безопасности и социально-экономического благополучия. По источникам происхождения – это государственный и частный капитал. Государственный капитал в международном обиходе называют еще официальным; он представляет собой средства из госбюджета, которые уходят за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. Частный капитал – это средства негосударственных источников, помещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа частными лицами. Сюда относят инвестиции, торговые кредиты, межбанковское кредитование; они не связаны напрямую с госбюджетом, но правительство держит их перемещения в поле зрения и может в пределах своих полномочий их контролировать и регулировать.

Международные капиталовложения по срокам делятся на среднесрочные и долгосрочные, а также краткосрочные.

По целям международные капиталовложения делятся на прямые и портфельные инвестиции. Первые являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса и обеспечивают его с помощью права собственности или решающих прав в управлении. Вторые не дают права контроля за объектом вложения, а дают всего лишь преимущественное долгосрочное право на доход (в смысле очередности в получении такого дохода).

В реальном (экономическом) содержании международное движение капитала является определяющим элементом в функционировании мировой экономики, развитии форм и условий международных хозяйственных связей всех видов.