Какие контракты подлежат казначейскому сопровождению. Особенности казначейского сопровождения расчетов по государственным контрактам в рамках гоз

  • Попенченко Ольга Владимировна , студент
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет
  • ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ КОНТРАКТОВ
  • СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  • БАНКОВСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ
  • КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ

В статье рассмотрены основные характеристики Казначейского и Банковского сопровождения государственных контрактов на основе нормативно-правовых актов. Проведен сравнительный анализ особенностей Казначейского и Банковского сопровождения государственных контрактов, выявлены основные проблемы и предложены пути их решения.

  • Оценка конкурентоспособности торговых центров г. Якутск
  • Совершенствование формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах
  • Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России

На сегодняшний день эффективный контроль за расходованием бюджетных средств становится особенно актуальным. В связи с этим, появляется новая тенденция - сопровождение контрактов федерального, регионального и муниципального уровней.

Договорные отношения в РФ регулируются гражданским кодексом (глава 27 ГК РФ) в части примерного содержания договора, понятия договора, видов, цены, порядка действия, условий, случаев недействительности договора и т.д. (статьи 420-431 ГК РФ).

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд подробно описывается в параграфе №4 главы 30 ГК РФ. В данном параграфе рассматриваются статьи 525-534 :

  • основания поставки товаров;
  • основания заключения контракта;
  • порядок заключения контракта;
  • исполнение контракта;
  • оплата товаров по договору;
  • возмещение убытков, причиненных при выполнении или расторжении контракта
  • отказ от поставленных товаров.

Особенность государственных и муниципальных контрактов заключается в том, что одной из сторон является государство или местное самоуправление в лице уполномоченных органов.

Сопровождение государственных и муниципальных контрактов создается в целях снижения рисков потерь бюджетных средств. В соответствии с законодательством сопровождение разделяют на банковское и казначейское.

Банковское сопровождение

В 2014 г. было подписано Постановление Правительства РФ № 963(далее постановление). В соответствии с этим постановлением: "сопровождаемый контракт" - контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, заключенный между заказчиком и поставщиком в порядке, установленном Федеральным законом. Однако данный документ содержит условия только о банковском сопровождении. ссылка

"Банковское сопровождение контракта" - обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных настоящими Правилами.

В постановлении устанавливаются случаи включения условия банковского сопровождения для государственных контрактов, а также рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям для включения данного условия, в контракты, которые они заключают. К сожалению, на сегодняшний день услуга ещё не имеет должной известности и понимания её содержания.

Суть слуги банковского сопровождения заключается в следующем: при заключении контракта, банк должен обеспечить открытие отдельных счетов для всех участников исполнения контракта, контроль за целевым расходованием денежных средств, мониторинг расчетов и предоставить отчеты заказчику. Результатом служит оперативное получение информации о ходе расчетов по реализуемым проектам и наличие возможности своевременно принять решения управленческого характера.

Банковское сопровождение предоставляет ряд возможностей, таких как:

  • Обеспечение целевого использования средств;
  • Обособление инвестиционного потока от текущей хозяйственной деятельности;
  • Оценка и анализ хода реализации проекта;
  • Осуществление контроля за расходованием средств всех уровней кооперации;
  • Формирование отчетности по расходованию средств на отдельных счетах участников проекта;
  • Снижение рисков неплатежей.

На данный момент выделяют 2 вида банковского сопровождения простое и расширенное. При простом банковском сопровождении информация об обособленных счетах участников предоставляется заказчику банком, чтобы осуществлять контроль за исполнением контрактов. В случае расширенного сопровождения помимо мониторинга расчетов, банком осуществляется функция контроля за целевым расходованием денежных средств по всем отдельным счетам участников проекта. Сначала банк проводит экспертизу обосновывающих документов и только после этого акцептирует платежи.

Нормативная база банковского сопровождения контрактов состоит из:

  • Федерального закона от 22 марта 2014 №44-ФЗ статья 35;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 №963.

Помимо основных терминов в постановлении представлены требования, предъявляемые к банкам, имеющим право на сопровождение контрактов. На самом деле требование всего одно – банк, должен быть включен в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Однако на практике доказывается, что помимо основного законодательного критерия существует и дополнительный – опыт.

Также в постановлении перечислены требования к контрактам и рекомендации, попадающим под процедуру обязательного банковского сопровождения. Само сопровождение делится на два вида, соответственно и требования к разным видам контрактов – разные.

В случае мониторинга расчетов (простого сопровождения) он применяется, если контракт, заключаемый в соответствии с частью 16 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который предусматривает закупку товара или работы, должен иметь начальную (максимальную.) цена контракта превышающую 10 млрд. рублей.

Банковское сопровождение осуществляется в случае, если цена контракта, заключенного с единственным поставщиком на основании актов, превысит 10 млрд. рублей и акт предусматривает привлечение заказчиком банка для осуществления процедуры банковского сопровождения, а также не устанавливается обязанность заказчика включить в контракт условие об обеспечении его исполнения.

В том случае, когда банковское сопровождение контракта (расширенное), предусматривает оказание банком услуг, позволяющих обеспечивать соответствие принимаемых товаров, работ, услуг условиям контракта, сопровождению подлежат:

  • контракт, заключенный в целях строительства на основании акта, которым не устанавливает обязанность заказчика включать в данный контракт условие его обеспечения, если его цена превышает 10 млрд. руб;
  • контракты, относительно которых предусмотрена обязанность привлекать банки для осуществления банковского сопровождения и начальная цена контракта превышает 15 млрд. руб.

В соответствии с пунктом 4 уже упомянутого постановления рекомендации имеют различия, как и требования к контрактам в зависимости от вида сопровождения.

Рекомендации написаны для исполнительных органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления. В случае, если они осуществляют закупки для обеспечения нужд субъектов РФ или муниципальных нужд им рекомендуется включать в контракт условие о банковском сопровождении контракта, при условии, что цена данного контракта составит:

  • более 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), более 200 млн. рублей (для муниципального образования), - условия для включения простого банковского сопровождения;
  • более 5 млрд. рублей, - условие, предусматривающее расширенное сопровождение.

Казначейское сопровождение

Помимо банковского сопровождения, существует ещё и казначейское.

По мнению государственных и муниципальных органов основная проблема – это растрата целевых денежных средств. Данная проблема, в первую очередь связана с фрагментарностью государственного финансового контроля целевого расходования бюджетных средств. Для решения данной проблемы в качестве «эксперимента» в ФЗ № 384-ФЗ от 01.12.14 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017» и Постановлении Правительства РФ № 1563 от 27.12.14 было предусмотрено введение нового механизма финансового контроля, осуществляемого Федеральным Казначейством Российской Федерации. Не смотря на то, что казначейское сопровождение осуществляется уже в течение 2-х лет, законодательно закрепленное определение у данного термина до сих пор отсутствует. Поэтому для лучшего понимания его сути, целесообразно будет рассказать о целях казначейского сопровождения:

  • Обеспечить прозрачное движение целевых бюджетных средств;
  • Непрерывно осуществлять финансовый контроль за расходованием бюджетных средств;
  • Развить экономику через доведение средств бюджета до намеченного сектора экономики;
  • Своевременно исполнять договорные обязательства;
  • Повысить дисциплину исполнителей и заказчиков.

Нормативно правовая базой для казначейского сопровождения служат:

  • Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год". Статья 5. Особенности использования в 2016 году средств, получаемых отдельными юридическими лицами из федерального бюджета;
  • Постановление Правительства РФ от 04.02.2016 N 70 (ред. от 04.07.2016) "О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения".

В соответствии со ст. 5 ФЗ № 359-ФЗ устанавливаются требования к контрактам, подлежащим казначейскому сопровождению:

  1. договор или соглашение на предоставление субсидий юридическим лицам или государственным корпорациям, исключая субсидии федеральным бюджетам и автономных учреждениям;
  2. договор о взносах в уставный капитал юридического лица, при условии, что источник их финансового обеспечения – субсидии из пункта 1;
  3. контракт или договор на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, заключаемый юридическим лицом, попадающим под условия из пунктов 1 или 2;
  4. контракты/ договоры заключенный в целях исполнения контрактов/договоров из пункта 3, при наличии условия об авансовых платежах;
  5. государственный контракт для обеспечения государственных муниципальных нужд, имеющих сумму, превышающую 100 тысяч рублей, при условии, предусмотренных авансовых платежей, кроме контрактов в рамках оборонного заказа или подлежащих банковскому сопровождению;
  6. государственные контракты/контракты/договоры на осуществление отдельных работ или услуг, закупки товаров в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Информация, изложенная в законах и постановлениях, не редко может быть слишком обширной и сложной для понимания и восприятия. На основе всего вышеизложенного можно привести упрощенную краткую сравнительную характеристику по основным пунктам банковского и казначейского сопровождения.

Банковское сопровождение

Казначейское сопровождение

расширенное

условия сопровождения контракта

цена превышает 10 млрд. руб.

цена превышает 15 млрд. руб.

  • субсидии;
  • цена контракта выше 100 млн. руб.
  • не подлежит банковскому сопровождению
  • цена для субъектов РФ больше 1 млрд. руб.
  • цена для муниципальных нужд больше 200 млн. руб.

цена более 5 млрд. руб.

открытие отдельных счетов

в банке, исполняющем сопровождение

в Центральном банке

взимание комиссии (в процентах от цены)

  • от 5 до 10 млрд. рублей - 1,09 %;
  • от 10 до 15 млрд. рублей - 1,0%;
  • от 15 млрд. рублей – 1%.

Таким образом, банковское и казначейское сопровождение снижает риски потерь бюджетов разных уровней при организации исполнения государственных и муниципальных контрактов, однако есть ряд вопросов, которые требуют дальнейшего урегулирования.

В первую очередь, это слабая законодательная база, так например, в законодательстве отсутствует термин «казначейское сопровождение». Также усовершенствований требует и законодательство банковского сопровождения, а именно нормы в части требований к субъектам и объектам сопровождения. Стоит прислушаться к мнениям многих авторов и вернуть нормативные требования к собственному капиталу банка. Практика показывает, что к дополнительным критериям можно отнести опыт банка. При отсутствии экспертизы могут начать происходить задержки платежей и повлечь за собой срыв сроков, вплоть до остановки проекта.

Сопровождение контрактов можно назвать относительно новым механизмом финансового контроля. Хоть данный метод и является достаточно действенным и эффективным, но на его пути уже имеется ряд проблем, связанных с его недолгим применением. Наиболее важной является недостаточный уровень развитости информационной базы, а также неудобства, вызванные необходимостью открывать подрядчикам и субподрядчикам счета в других банках.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст.3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 26.01.1994 №14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст.410.
  3. Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2014 №963.
  4. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" от 14.12.2015 N 359-ФЗ.
  5. Постановление Правительства РФ "О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения" от 04.02.2016 N 70. (ред. от 04.07.2016).
  6. Федерального закона от 22 марта 2014 №44-Ф.
  7. Практикум по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации» / М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. экон. ун-т, Каф. гос. и муниципал. финансов; [сост. Н.Г.Иванова и др.]; под ред. Н.Г. Ивановой и М.И. Канкуловой.- Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2014 .- 83 с.

Максим Чемерисов директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

В этом решении:

  • Банковское сопровождение контракта
  • Виды банковского сопровождения
  • – простое
  • – расширенное
  • Договор о банковском сопровождении
  • Как выбрать банк
  • Казначейское сопровождение контракта
  • – когда включают в контракт
  • – как прописать в контракте

Для контроля за расчетами и результатами закупки заказчик устанавливает требование, что контракт будет сопровождать банк или финорган.

Банковское сопровождение контракта

Банковское сопровождение заключается в следующем. Поставщик открывает в банке отдельный счет. По этому счету стороны проводят все расчеты по контракту.

Виды банковского сопровождения

Правительство РФ предусматривает два вида банковского сопровождения контрактов: простое и расширенное.

При простом сопровождении банк не контролирует операции поставщика, а только предоставляет заказчику информацию о его платежах. Плату за такие услуги банк не берет.

При расширенном сопровождении банк сверяет результаты контракта с первоначальными условиями. Также сопоставляет документы – основания платежа с контрактом по:

  • срокам поставки;
  • количеству товаров, работ или услуг;

Договор о банковском сопровождении

В договор с банком о простом сопровождении контракта включите обязательные условия:

  • порядок и сроки, когда банк откроет отдельный счет поставщику, соисполнителям;
  • права и обязанности сторон;

Как выбрать банк

Банк, который сопроводит контракт, заказчик выбирает до начала процедуры закупки. А к проекту контракта прикладывает проект договора о банковском сопровождении.

Казначейское сопровождение контракта

Казначейское сопровождение контрактов проводят территориальные органы Казначейства России по Правилам , которые утвердило Правительство РФ постановлением от 30 декабря 2016 № 1552 . Финорганы субъектов казначейское сопровождение контрактов не проводят (письмо Минфина России от 17 февраля 2016 № 02-01-10/8807).

Заказчик включает в контракт условие о казначейском сопровождении:

  1. если одновременно соблюдены условия:
  • контракт оплачивают за счет средств федерального бюджета, целевых субсидий или субсидий на капвложения из федерального бюджета;
  • стоимость контракта – больше 100 млн руб.;
  • контракт предусматривает авансовый платеж.

Информацию об обязательном казначейском сопровождении включите в проект контракта, а потом и в сам контракт. Пропишите:

  • запрет заказчику перечислять целевые деньги:
    – в уставный капитал другой организации или на депозит;
    – на свои банковские счета. Исключение: на выплату зарплаты сотрудникам и вознаграждений по ГПД, окончательную оплату договора, возмещение расходов исполнителя, а также оплату валютных обязательств, в том числе для конвертации валюты, чтобы оплатить нерезиденту (

Расширение сферы казначейского сопровождения средств (Артемова И.В.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Казначейское сопровождение средств означает обязанность юридических лиц - крупных получателей бюджетных средств открыть счета в Федеральном казначействе. В результате Федеральное казначейство получает возможность контролировать целевое расходование средств. Казначейское сопровождение внедряется с 2016 года, а в 2017 году его сфера расширена. Кроме того, "дорожной картой" предусмотрены в ближайшие годы дальнейшие мероприятия по поэтапному переходу к казначейскому сопровождению.

Средства, подлежащие казначейскому сопровождению

Казначейское сопровождение денежных средств в 2017 году предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Закон N 415-ФЗ). Казначейское сопровождение осуществляют территориальные органы Федерального казначейства (далее - ТОФК). Такое сопровождение предусмотрено для бюджетных средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями их предоставления (целевые средства).

Примечание. Казначейство России, Росфинмониторинг и ФНС России будут обмениваться информацией в рамках казначейского сопровождения средств путем межведомственного взаимодействия.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 415-ФЗ казначейскому сопровождению подлежат:
1) субсидии (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) и бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ, а также:
- взносы в уставные (складочные) капиталы юридических лиц и их дочерних обществ, вклады в их имущество, не увеличивающие их уставные (складочные) капиталы, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии и бюджетные инвестиции;
- авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями указанных субсидий и бюджетных инвестиций, а также получателями указанных выше взносов (вкладов) с юридическими лицами - исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются данные субсидии, бюджетные инвестиции и взносы (вклады);
- авансовые платежи по указанным контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов (договоров);
2) авансовые платежи по государственным контрактам (за исключением заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму более 100 млн руб., а также авансовые платежи по контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных контрактов;
3) авансовые платежи по контрактам (договорам), заключаемым на сумму более 100 млн руб. федеральными бюджетными или автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в ТОФК, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, предоставляемые в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, и субсидии на осуществление капитальных вложений, предоставляемые в соответствии со статьей 78.2 БК РФ, а также авансовые платежи по таким контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках их исполнения. Данная норма является нововведением 2017 года;
4) средства, получаемые юридическими лицами по государственным контрактам (контрактам, договорам) в случаях, установленных Правительством РФ.

Новые сферы казначейского сопровождения

Согласно перечню поручений Президента России по итогам совещания с членами Правительства 1 февраля 2017 г. (от 21.02.2017 N Пр-317) Правительству РФ было поручено разработать совместно с Администрацией Президента РФ, Счетной палатой РФ, Росфинмониторингом и утвердить до 15 апреля 2017 г. план мероприятий ("дорожную карту"), обеспечивающих поэтапный переход к казначейскому сопровождению бюджетных средств.
При этом должны быть предусмотрены:
- особенности осуществления контроля расчетов по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа (за исключением подлежащих банковскому сопровождению), с учетом необходимости установления полного контроля за расчетами по контрактам на всех уровнях кооперации;
- осуществление начиная с 2018 года полного контроля за расчетами по контрактам, заключаемым с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и по контрактам (договорам), заключаемым во исполнение таких государственных контрактов (за исключением контрактов по государственному оборонному заказу, подлежащих банковскому сопровождению);
- поэтапное установление контроля расчетов по иным государственным контрактам;
- формирование перечня иных случаев, в которых осуществляется казначейское сопровождение.
План мероприятий ("дорожная карта") от 25.05.2017 N 3541п-П13 по обеспечению поэтапного перехода к казначейскому сопровождению бюджетных средств был утвержден Первым заместителем Председателя Правительства РФ Игорем Шуваловым.
В соответствии с пунктом 2.1 "дорожной карты" Казначейству России поручено обеспечить казначейское сопровождение средств, предоставленных на реализацию проектов в сфере развития транспортной системы, здравоохранения, космической деятельности, а также проектов в рамках социально-экономического развития Республики Крым. Соответствующее распоряжение от 14.07.2017 N 1502-р (далее - Распоряжение N 1502-р) утверждено Правительством РФ.
Согласно пункту 2 Распоряжения N 1502-р главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета в рамках казначейского сопровождения вышеуказанных средств должны обеспечить внесение изменений в государственные контракты, договоры (соглашения), а также в контракты (договоры), заключаемые в рамках их исполнения, в части дополнения их следующими условиями:
- о раскрытии структуры цены государственного контракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению), заключенному юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем, получающими средства на основании государственного контракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения;
- о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (далее - ФХД) юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем при использовании средств, полученных на основании государственного контракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения;
- об осуществлении платежей после проведения Казначейством России проверки документов на соответствие фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), данным раздельного учета результатов ФХД и информации о структуре цены государственного контракта, суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения.
Порядок раскрытия цены, ведения раздельного учета, а также порядок проверки документов утверждены Приказом Минфина России от 30.06.2017 N 500 (далее - Порядок проверки).
Согласно пункту 3 Распоряжения N 1502-р Казначейство России, Росфинмониторинг и ФНС России будут обмениваться информацией в рамках казначейского сопровождения средств путем межведомственного взаимодействия.

Правила сопровождения

Правила казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552 (далее - Правила N 1552).
Юридические лица - получатели целевых средств обязаны открыть в ТОФК лицевые счета для учета операций неучастников бюджетного процесса, куда зачисляются и откуда списываются целевые средства (п. 4 Правил N 1552). Операции по расходованию целевых средств с их лицевого счета осуществляются только после представления документов, подтверждающих возникновение обязательств по расходам, и проведения ТОФК санкционирования операций в порядке, установленном Минфином России (п. 6 Правил N 1552).
Порядок проведения ТОФК санкционирования операций при казначейском сопровождении госконтрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержден Приказом Минфина России от 28.12.2016 N 244н (далее - Порядок N 244н).
Для санкционирования целевых расходов организации, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, организация вместе с платежным поручением на оплату целевых расходов представляет в ОФК:
- контракт (договор), по которому у организации возникло обязательство по оплате целевых расходов,
- а также иные документы, подтверждающие возникновение указанного обязательства у организации, предусмотренные Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным Приказом Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Это могут быть накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура.
Согласно пункту 20 Порядка N 244н в 2017 году при санкционировании целевых расходов юридическое лицо - исполнитель по государственному контракту (контракту учреждения), юридическое лицо - получатель субсидии, бюджетной инвестиции, взноса (вклада) представляет в ТОФК, а также заказчику Сведения об исполнителях (соисполнителях) государственных контрактов, контрактов учреждений, договоров (соглашений) (код формы по ОКУД 0501116).
Каждое платежное поручение, в том числе платежное поручение, направленное соисполнителям, проверяется ТОФК. Если соисполнителя нет в Сведениях (ф. 0501116), платеж не будет проведен (п. 22 Порядка N 244н).
Выплаты по окончательным расчетам осуществляются только после представления документов-оснований, подтверждающих факт исполнения юридическим лицом обязательств по государственному контракту, контракту учреждения, контракту, договору (отдельному их этапу) (п. 18 Порядка N 244н).
Согласно пункту 23 Порядка N 244н при санкционировании целевых расходов ТОФК в соответствии с решениями Правительства РФ проводят проверку:
а) соответствия содержащейся в документах информации о сроках поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и количестве товаров (объеме работ, услуг) условиям государственного контракта (контракта, договора);
б) фактов поставки товара, выполнения работ, оказания услуг с использованием фото- и видеотехники;
в) соответствия цены товара, работы, услуги, указанной в государственном контракте (контракте, договоре), структуре себестоимости по элементам затрат;
г) непревышения размера прибыли (доходности) над величиной предельной прибыли (доходности), установленной условиями госконтракта (контракта, договора).
При выявлении нарушений в ходе проведения таких проверок ТОФК не позднее пяти рабочих дней после выявления факта нарушений направляют государственному заказчику (исполнителю, соисполнителю) по государственному контракту (контракту, договору) информацию об указанных нарушениях.
Случаи и порядок проведения проверок установлены Порядком проверок. ТОФК проверяет документы, представленные исполнителем по госконтракту, на соответствие:
- фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам);
- данным раздельного учета результатов ФХД;
- информации о структуре цены контракта (расходной декларации).
Такая проверка проводится как при открытии лицевого счета, предназначенного для учета операций со средствами неучастников бюджетного процесса исполнителю, так и при проведении платежей с лицевого счета на основании представленных исполнителем документов.
Согласно пункту 3 Порядка проверки при открытии лицевых счетов ТОФК осуществляет проверку Расходной декларации (в части плановых показателей):
- на наличие информации, предусмотренной Порядком раскрытия структуры цены;
- соответствие информации о раскрываемой цене условиям (цене и объекту закупки, предмету и сумме соглашения) контракта.
При отрицательном результате проверки лицевой счет не открывается до внесения изменений в Расходную декларацию.
При проведении с лицевого счета платежа, связанного с закупкой товаров, работ, услуг, ТОФК осуществляет проверку документов-оснований, представленных исполнителем, а также Расходной декларации (в части фактических показателей):
- на соответствие информации, указанной в документах-основаниях, показателям, содержащимся в Расходной декларации;
- непревышение общей суммы расходов по соответствующим статьям затрат, указанных в Расходной декларации, нарастающим итогом с начала года, над суммой контракта.
Согласно пункту 5 Порядка проверки ТОФК при проведении платежа в целях окончательного расчета по контракту в целом или его этапу дополнительно проверяет соответствие показателей Расходной декларации данным раздельного учета результатов ФХД, а также данным первичных учетных документов, в которых обособленно учтены операции, связанные с исполнением контракта.
Кроме того, по завершении исполнения контракта или его отдельного этапа, а также в случае выявления в Расходной декларации факта превышения фактических показателей над плановыми более чем на 15% ТОФК проводит проверку на соответствие представленных для оплаты документов фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) (далее - объект проверки).
Проверка осуществляется ТОФК непосредственно по месту поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием фото- и видеотехники (п. 7 Порядка проверки). Видеосъемка применяется в случаях, если фотофиксация не позволяет отразить целостность объекта проверки.
Проверка на объектах, имеющих ограничения, связанные с режимом секретности, осуществляется ТОФК с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны.
В день получения документов на оплату ТОФК осуществляет их анализ, определяет дату проведения проверки. Проверка должна начаться не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов, и длиться не более 2 рабочих дней. О дате и месте проведения проверки ТОФК должен уведомить исполнителя контракта.
Применение средств измерения возможно только в отношении объектов проверки, которые поддаются визуальному осмотру или измерению без использования сложных средств измерения или без нарушения конструктивной целостности объекта проверки или его упаковки. Результаты проверки оформляются актом с приложением фото- и видеоматериалов и направляются исполнителю контракта не позднее рабочего дня после завершения проверки.
В акт включаются выводы, основанные на результатах проверки объекта, полученные с использованием средств фото- и видеофиксации (п. 10 Порядка проверки).
В случае положительного результата проверки ТОФК осуществляет платеж с лицевого счета, а при отрицательном - отказывает в его проведении.
При повторном отрицательном результате проверки ТОФК направляет информацию об этом государственному заказчику, получателю бюджетных средств, заказчику по контракту (договору) в произвольной письменной форме.
Оригинал акта вместе с приложенными фото- и видеоматериалами остается в ТОФК и хранится в соответствии с законодательством РФ об архивном деле (п. 12 Порядка проверки).

Дальнейшие планы

В "дорожной карте" предусмотрен еще целый ряд мероприятий, которые предполагается осуществить в 2017 году в целях поэтапного внедрения казначейского сопровождения. В частности, предполагается внедрение казначейского сопровождения средств, получаемых юридическими лицами на основании госконтрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа. В 2017 году должен быть проведен эксперимент по казначейскому сопровождению пилотных государственных контрактов на закупку продукции с длительным технологическим циклом производства, заключаемых МВД России и Росгвардией, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения. По завершении эксперимента к декабрю 2017 года ответственные ведомства должны подготовить предложения по совершенствованию казначейского сопровождения средств в рамках гособоронзаказа.
В течение 2017 года Федеральному казначейству поручено обеспечить ведение реестра конечных получателей субсидий за счет средств федерального бюджета на оказание поддержки в отраслях промышленности и реестра конечных получателей субсидий за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ на оказание поддержки в отраслях сельского хозяйства. Эти реестры должны быть направлены в Минпромторг России, Минсельхоз России и Росфинмониторинг в августе и декабре 2017 года.
Дальнейшее развитие казначейского сопровождения предполагает переход к использованию казначейских аккредитивов.
Так, Минфин России, Банк России, Федеральное казначейство, Росфинмониторинг и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти должны обеспечить казначейское сопровождение целевых средств, предоставленных на основании государственных контрактов (контрактов), договоров (соглашений), определив:
- порядок осуществления операций по казначейскому обеспечению обязательств с применением документа, подтверждающего обязанность главного распорядителя средств федерального бюджета (государственного заказчика) оплачивать фактически поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, при представлении юридическим лицом - исполнителем документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (далее - казначейский аккредитив) при казначейском сопровождении целевых средств;
- случаи и порядок взаимодействия Федерального казначейства с кредитными организациями;
- порядок осуществления операций по казначейскому обеспечению обязательств с применением казначейского аккредитива при банковском сопровождении государственных контрактов.
К сентябрю 2017 года Минфин России и Росфинмониторинг должны установить перечень случаев осуществления казначейского сопровождения целевых средств, в том числе:
- государственных контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенных п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе, и контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения;
- контрактов (договоров), заключаемых федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, поступающих им на сумму более 100 000 тыс. руб., и контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения;
- соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов РФ или для последующего софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, а также госконтрактов, договоров (соглашений) и контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения.
Федеральные бюджетные учреждения ждет еще одно нововведение. Согласно пункту 2.9 "дорожной карты" должно быть подготовлено распоряжение Правительства РФ, согласно которому оплата обязательств по отдельным контрактам (договорам), заключаемым указанными учреждениями, будет осуществляться Федеральным казначейством после проверки наличия документов, являющихся основанием для оплаты таких обязательств, в информационных системах ведомства и (или) в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).
Кроме того, готовятся поправки в Федеральные законы от 08.05.2010 N 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений и от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", устанавливающие требования:
- к размерам авансовых платежей по контрактам (договорам), заключаемым бюджетными и автономными учреждениями,
- к условиям, подлежащим включению в указанные контракты (договоры), о перечислении средств поставщикам (подрядчикам, исполнителям) после подтверждения поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме выплаченного авансового платежа.
Ряд мероприятий "дорожной карты" направлен на информационное обеспечение прозрачности расчетов. В частности, будет установлено полномочие Федерального казначейства по определению по согласованию с Росфинмониторингом критериев операций с повышенным риском, а также по использованию профилей рисков, поступивших из Росфинмониторинга, иных контрольных органов при казначейском сопровождении государственных контрактов, соглашений, а также контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения.
Согласно пункту 3.3 "дорожной карты" в ЕИС будет предусмотрено формирование и ведение информации о головных исполнителях по государственным контрактам, исполнителях (соисполнителях) по контрактам, заключаемым в рамках их исполнения.

Список использованных источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации - Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.07.2017 с изменениями, вступившими в силу с 30.07.2017).
2. Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 29.07.2017 с изменениями, вступившими в силу с 10.08.2017).
4. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 30.11.2016 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2017).
5. Приказ Минфина России от 30.06.2017 N 500 "Об утверждении документов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации о казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения".
6. Приказ Минфина России от 28.12.2016 N 244н "О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (ред. от 10.03.2017 с изменениями, вступившими в силу с 14.05.2017).
7. Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552 "Об утверждении правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (ред. от 05.07.2017 с изменениями, вступившими в силу с 15.07.2017).

Если у Вас заключен государственный контракт, по которому предусмотрено казначейское сопровождение , процесс получения расчета от Заказчика может оказаться не таким быстрым, как при оплате на расчетный счет организации.

Согласно условиям государственного контракта, оплата по контракту происходит на лицевой счет, открытый Поставщиком (Исполнителем) в казначействе. После того, как оплата от Заказчика поступила на лицевой счет, Поставщику (Исполнителю) нужно выполнить ряд действий, чтобы перевести денежные средства на расчетный счет компании.

Если аванс по контракту не предусмотрен, Поставщик (Исполнитель) возмещает средства после окончательного исполнения контракта (когда на руках есть подписанные закрывающие документы от Заказчика). Для этого Поставщику нужно зарегистрироваться в системе СУФД онлайн, чтобы получить доступ в личный кабинет, получив при этом возможность просматривать все операции, проходящие по лицевому счету. Потребуется заполнение ряда документов и порядка 4-5 выездов в казначейство. Само возмещение после прикрепления в систему всех необходимых документов занимает 1-2 дня.

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2017-2019 гг. регулируется постановлением от 30.12.2016 N 1552 . Финансовое сопровождение применяют:

  • в по 275-ФЗ.
  • в госзакупках с НМЦ больше 100 млн руб.

Победитель закупки и его подрядчики могут получить деньги только на отдельный счет, открытый в казначействе. Заказчик и контролеры видят всю цепочку платежей из бюджета к исполнителю и его субподрядчикам. Если на закупку распространяется казначейское сопровождение, заказчик прописывает в контракте обязанность для победителя:

  • Указать, кто станет его субподрядчиками.
  • Открыть себе и субподрядчикам счета в казначействе, на которые будут перечислять деньги из бюджета. Получать деньги на текущие банковские счета юрлица можно только в отдельно оговоренных случаях.
  • Предоставлять в казначейство документы, которые подтверждают целевые расходы (накладные, акты и т.д.).
  • Указывать в платежных и расчетных документах по закупке .

Заказчик вносит информацию о казначейском сопровождении в план-график, контракт и извещение о закупке.

Как работает казначейское сопровождение?

  1. У каждого территориального казначейства есть счет в Центробанке. На него заказчик перечисляет аванс победителю конкретной закупки.
  2. В свою очередь победитель закупки и его субподрядчики открывают счета в территориальных казначействах.
  3. На эти счета казначейство по запросу исполнителя переводит деньги, убедившись, что деньги расходуются на товары и работы в рамках контракта.

Во всех платежных документах от заказчика к конечному получателю денег указывают идентификатор госконтракта, по которому можно отследить, куда и на что потрачены деньги.

Открытие счета

Распорядители бюджета в течение 21 дня со дня заключения контракта выпускают нормативный правовой акт о том, какое казначейство будет сопровождать контракт и на что предназначен аванс.

Основные до-кументы- для открытия лицевого счета в казначействе — государственный контракт и заявление юридического лица. По отзывам участников, это занимает 1-2 рабочих дня.

Оплата работ

По заявлению исполнителя казначейство перечисляет ему деньги из аванса. Деньги можно получить на открытые в казначействе счета главного подрядчика или на счета его субподрядчиков. В некоторых случаях — на их банковские счета.

Заказчик оплатит только целевые расходы, которые предусмотрены в контракте, то есть на выплату заработной платы, закупку необходимых материалов и оборудования и т.д.

  • Как взносы в уставной фонд или имущество другого юрлица (например, «дочке» подрядчика),
  • На депозиты,
  • На банковские счета поставщика (за исключением денег на зарплату или оплату фактически выполненных работ) на банковские счета субподрядчиков (за исключением оплаты субконтрактов на коммунальные услуги, электроэнергию, авиационных и железнодорожных билетов и др.)

Переводить деньги можно по предоплате и по факту выполненных работ:

  • При предоплате поставщик приносит до-говор с подрядчиком и выставленный им счет. Казначейство его оплачивает.
  • При постоплате поставщик предоставляет документы, которые подтверждают, что товар доставлен, а работы выполнены. Эти деньги можно получить на собственные счета в банках.

До того, как потребность возникла, деньги находятся на счетах казначейства. Срок перечисления денег был указан только в постановлении № 70 — 1-2 рабочих дня. В № 1552 сроки не оговорены.

Полномочия казначейства

При сопровождении контрактов казначейство имеет право проверить:

  • Соответствие объемов исполнения контракта по документов и по факту,
  • Соблюдение предусмотренных сроков,
  • Факт поставки товара (приемку могут зафикисировать с помощью фото- и видеосъемки),
  • Соответствие цены товара его себестоимости по структуре затрат,
  • Размер прибыли на соответствие предельному размеру прибыли, установленной контрактом.

На выбор подрядчиков казначейство никак не влияет — это ответственность госзаказчиков.

Плюсы и минусы казначейского сопровождения

Сначала о рисках:

  • Чтобы получить деньги, придется оформлять дополнительный пакет документов. Каждую поставку, выполнение работ и услуги подрядчиков нужно дополнительно подтверждать. Это усложнит участие в закупках.
  • Представительств казначейства в России — около 2000, но все-таки они есть не в каждом городе. Если не будет возможности вести электронный документооборот, придется тратить время на визит в ведомство.
  • Из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в казначействе, общение с сотрудниками казначейства может быть недостаточно оперативным.

Попробуем найти хорошее в сопровождении:

  • Сопровождение повышает открытость и прозрачность исполнения контрактов. Это актуально для закупок, на которые привлекают много субподрядчиков.
  • Отпугнет недобросовестных конкурентов.
  • Гарантирует, что деньги на целевые расходы можно будет получить без отговорок со стороны заказчика «из бюджета не перечислили», «уже потратили на другие закупки» и т.д.