Роль финансовой системы государства в экономике. Роль финансов Финансовая система роль в экономике

Роль финансов в экономической жизни субъектов хозяйствования и экономике в целом базируется на ее функциях, и, прежде всего на распределительной функции, характеризующей способ действия категории финансов. Эта функция сама по себе обеспечивает перераспределительные процессы независимо от их последствий. В то же время в зависимости от конкретной экономической ситуации, экономической и финансовой политики формирование финансовых фондов и их расходование могут иметь как позитивные, так и негативные экономические результаты.

При благоприятных условиях и обоснованной экономической и финансовой политике образующиеся в процессе финансовой деятельности фонды финансовых ресурсов, организация и направления финансовых потоков оказывают существенное позитивное воздействие на экономическое и социальное развитие. В то же время, если в экономике в целом конечное потребление превышает валовой располагаемый национальный доход, это свидетельствует о негативных процессах. Аналогично этому позитивные или негативные результаты финансово-хозяйственной деятельности могут складываться в секторах и отраслях экономики и на предприятиях. В этом плане финансовая политика является одним из ведущих экономических рычагов организации общественного воспроизводства, мощным фактором развития национальной экономики в целом.

Обслуживая воспроизводство капитала, финансы являются инструментом формирования денежных средств, используемых для продолжения и развития производства на основе распределительных и перераспределительных процессов. Основой формирования этих денежных фондов является образование доходов, предопределяемое производством. Однако конечные располагаемые доходы экономики в целом, секторов экономики, отраслей и чистая прибыль предприятий хотя и зависят от первичного образования доходов, но, как отмечалось, могут существенно отличаться от них. Данные отличия являются следствием воздействия финансовых отношений в процессе перераспределения доходов на формирование денежных фондов, имеющих целевое предназначение. Такое воздействие ведет к перераспределению доходов между предприятиями, отраслями и т.д. и создает предпосылки для изменений в экономике. Эти изменения обеспечивают условия для инновационных процессов, прогрессивных структурных сдвигов в экономике, изменений в уровнях развития отдельных территорий и др.

При всем многообразии роли финансов в развитии экономики ее обычно сводят к двум основным направлениям: финансовое обеспечение расширенного воспроизводства и обеспечение финансового регулирования развития экономики страны. Рассмотрим более подробно эти направления.

Финансовое обеспечение воспроизводства предполагает формирование денежных ресурсов для покрытия затрат по производству и реализации товаров и услуг, расширению и технологическому развитию производства. Образующиеся в различных секторах экономики фонды денежных средств обеспечивают не только развитие производства, но и являются источником средств для решения социальных задач, повышения уровня жизни населения и развития человеческого капитала. Рост фондов, используемых для накопления, и их эффективное инвестирование являются основой ускорения экономического роста и социального прогресса. Уменьшение объема финансовых ресурсов и их нерациональное использование ведут к сужению масштабов воспроизводства, а при большой глубине и длительности – к уменьшению ресурсов для конечного потребления и ухудшению условий жизни.


Финансовое обеспечение деятельности предприятий первоначально базируется на уставном капитале. Вместе с тем в процессе финансово-хозяйственной деятельности средства предприятий могут увеличиваться за счет чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и других обязательных платежей. Накапливаемые предприятиями фонды денежных средств, а также образующиеся в процессе производства временно свободные амортизационные отчисления являются основой развития и инновационного обновления производства. Наряду с собственными средствами предприятия широко используют прямые заемные средства кредитных организаций и средства от выпуска облигаций. Эти средства привлекаются на основе платности и возвратности. Кроме того, могут использоваться средства государственного и муниципальных бюджетов в виде дотаций, субсидий и кредитов, а также и другие привлеченные средства.

Среди различных источников средств решающая роль принадлежит собственным средствам предприятий. Следует иметь в виду, что любое привлечение заемных средств влечет за собой необходимость формирования фондов собственных денежных средств для возврата долгов и выплаты процентов по ним.

Важнейшей характеристикой деятельности всех экономических единиц является их баланс активов и пассивов. Увеличение активов свидетельствует о положительных результатах финансово-экономической деятельности.

Экономическое регулирование. В условиях рыночной экономики, базирующейся на частной собственности, каждый экономический субъект осуществляет предпринимательскую деятельность индивидуально, исходя из собственных интересов. В процессе производства его участники самостоятельно определяют цели своей деятельности, партнеров, формы взаимодействия. Их интересы нередко противоречивы. Сбалансированное пропорциональное развитие производства достигается в процессе его экономического, в том числе финансового, регулирования. Основой регулирования являются объективные законы рынка, рыночная конкуренция. Происходящие на основе конкурентного производства процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов обеспечивают денежные средства для перестройки производства в соответствии с меняющимися потребностями общества, балансируют спрос и предложение. Согласование интересов и настройка субъектов рыночной экономики осуществляются, прежде всего, на основе саморегулирования рынка и использования финансовых отношений для перераспределения денежных ресурсов между различными субъектами хозяйствования. Финансы предприятий обеспечивают в основном перераспределение финансовых ресурсов внутри хозяйствующих субъектов и между субъектами хозяйствования на основе перечисления доходов от собственности и трансфертов, а также путем использования механизмов кредитования и рынка ценных бумаг.

Регулирующие механизмы предприятий сами по себе не обеспечивают оптимального распределения и использования финансовых ресурсов.

Недостаточность саморегулирования рынка может приводить к экономическим и финансовым кризисам. В связи с этим возникает потребность в регулировании экономических процессов на макроуровне. Такое регулирование, направленное на смягчение кризисных явлений, осуществляется путем стимулирования или ограничения экономического роста и инвестиций, регулирования денежного обращения, учетных ставок Центрального банка, валютных курсов и других инструментов.

Научно-технический прогресс и формирование информационно-индустриального общества требуют усиленного внимания к развитию инноваций, высокотехнологичных отраслей и производств. В целях ускорения научно-технического развития существует настоятельная необходимость в его стимулировании и поддержке, особенно в условиях глобализации, когда внутренние рынки с легкостью захватываются зарубежными фирмами. В экономической поддержке нуждаются также отрасли оборонной промышленности и сельское хозяйство, обеспечивающее продовольственную безопасность страны.

Частное предпринимательство недостаточно заинтересовано в развитии человеческого капитала, представляющего собой комплекс врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, знаний, творческого потенциала, мораль, но психологического и физического здоровья, обеспечивающих возможность приносить доход. На стадии формирования нового информационно-индустриального общества человеческий капитал превращается в главный фактор социально-экономического развития. Интересы частных предпринимателей ограничиваются в основном нуждами их предприятий. Между тем человеческий капитал рассматривается как категория, приносящая выгоду не только собственникам предприятия, но и обществу в целом.

Серьезной опасностью является монополизация производства и финансовых ресурсов.

В связи с этим, а также по ряду других обстоятельств в рыночной экономике существенную роль играет государственное регулирование экономики и финансовых ресурсов. Государственное регулирование позволяет согласовывать интересы частного предпринимательства с интересами общества в целом. Оно может способствовать развитию человеческого капитала на основе поддержки систем образования, здравоохранения и создания более благоприятных условий жизни, способствовать смягчению кризисных процессов, содействовать развитию инноваций и крупным прогрессивным структурным сдвигам, осуществлять институциональные преобразования, обеспечивать создание инфраструктуры, способствующей развитию как социальной сферы, так и производственной деятельности.

В рамках финансовой системы государство оказывает влияние на экономическое развитие с помощью налоговой и амортизационной политики, государственных дотаций, субсидий, кредитов, инвестиций, государственно-частного партнерства, государственных расходов на закупку товаров и услуг, финансирования дефицита бюджета и другими способами.

Налогообложение является основным инструментом, определяющим масштабы аккумулирования образующихся в экономике доходов в централизованных фондах бюджетов государственных и муниципальных органов управления и в государственных внебюджетных фондах. Оно оказывает непосредственное воздействие на величину фондов денежных средств предприятий, которые могут быть использованы на накопление капитала. При широкой налоговой базе и равномерной налоговой нагрузке на экономические единицы обеспечивается нейтральность налоговой системы по отношению к предприятиям различных секторов и отраслей экономики. В этом случае налогообложение само по себе не оказывает влияния на перемещение финансовых ресурсов между секторами экономики и отраслями производства. В то же время органы государственной власти могут использовать систему налоговых льгот и ускоренной амортизации в целях привлечения ресурсов в перспективные отрасли и производства, ускорения инновационных процессов, развития отдельных регионов и достижения других целей в интересах общества в целом.

Наряду с налоговой политикой органы государственной власти могут оказывать воздействие на производство с помощью субсидий, дотаций, государственных инвестиций и кредитов.

Государственные расходы являются затратами, связанными с осуществлением государством своих функций. Расходы складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, трансфертов, связанных с социальными выплатами, и процентных платежей по государственному долгу. Государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая как общий объем расходов и расходы на отдельные секторы и отрасли экономики. В крупном плане в составе государственных расходов по своему функциональному назначению могут быть выделены:

Расходы на государственные услуги общего назначения (на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику, оборону, поддержание общественного порядка, безопасности и т.п.);

Расходы на общественные и социальные услуги (на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации, культуру и т.п.);

Расходы на государственные услуги, связанные с экономической деятельностью (на обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности, создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера, создание новых рабочих мест и т.п.).

Необходимо также учитывать, что доходы и расходы государства тесно связаны с государственными активами и пассивами и оказывают на них непосредственное влияние. Потоки средств, поступающих и выходящих из органов государственного управления, приводят к изменению активов и пассивов. На этой основе может составляться баланс активов и пассивов государства, характеризующий стоимость активов, находящихся в его собственности в определенный момент времени, и финансовых требований к нему со стороны институциональных единиц других секторов. Общая стоимость активов государства за вычетом требований к нему образует чистую стоимость активов и отражает стоимость принадлежащего ему имущества.

Активы подразделяются на финансовые и нефинансовые. К финансовым активам относятся финансовые требования (денежные средства, ценные бумаги и др.), монетарное золото и специальные права заимствования, предоставляемые МВФ. К нефинансовым активам относятся основные фонды, запасы материальных оборотных средств и ценности. Величина чистой стоимости активов и ее динамика, определяемая соотношением входящих и исходящих потоков средств, является важнейшей характеристикой финансового состояния государства.

Государственное регулирование в области финансов, так же как и в других сферах экономики, является не только необходимым, но и неизбежным. Вместе с тем следует учитывать, что его направления и масштабы имеют объективно обусловленные границы. Чрезмерное вмешательство государства чревато ослаблением экономических стимулов, утратой обоснованных критериев оценки ситуации, снижением эффективности экономики.

Финансовое регулирование осуществляется наряду и во взаимодействии с другими экономическими регуляторами. Такими регуляторами являются, в частности, кредит, цены, валютная и таможенная политика. Использование этих и других регуляторов должно быть подчинено общим стратегическим целям социально-экономического развития, задачам и общей экономической политике на каждом этапе развития.

Финансовая система, как экономическая категория, предусматривает эксплуатацию централизованных и децентрализованных бюджетных фондов с целью обеспечения хозяйственной деятельности и перераспределения благ в обществе.

На практике, независимо от политического устройства и особенностей экономической системы, любое государство не может обходиться без финансов.
Исторический опыт тоталитарных режимов показывает что, несмотря на идеологический подтекст, исключающий любые проявления капитализма, от финансовых и товарно-денежных отношений социалистические страны отказаться так и не смогли.
Данный факт подтверждает особую роль финансов в экономике, поскольку финансы без государственного регулирования могут существовать, а вот государство без финансов полноценно функционировать не способно.

Характеристика финансовой системы!

Итак, финансы – инструмент по реализации экономического и социального развития. В социалистических странах он необходим для обеспечения интересов партийной верхушки и привилегированных классов, в демократических – для организации высокоэффективного производства и равномерного распределения ресурсов.

Однако не только государства способны распоряжаться финансами. В условиях рыночных отношений, субъектами финансовой деятельности также могут выступать юридические лица и, непосредственно, население.

Отсюда вытекает следующая характеристика финансовой системы, состоящая из двух компонентов:

  1. Социальные или общественные финансы
  2. Финансы, принадлежащие хозяйствующему субъекту – собственнику

Каждый элемент системы имеет отличительные черты и служит для разрешения определенных задач, но вместе они образуют единое целое – финансовую систему, способную функционировать на одноименном рынке, который вместе с рынком труда, а также рынком товаров и услуг формирует рыночную экономику.

Роль финансов в экономике: особенности!

С падением стран социалистического лагеря на рубеже 80-90 гг. XX в., развитие рыночных отношений переходит на качественно новый уровень. Глобализация повсеместно преодолевает административные границы старых и новых государств, перешедших на капиталистические рейки. Вместе с этим роль финансов в экономике существенно возрастает.

Движение крупного капитала, спровоцированного ТНК, устанавливает новые правила игры для предприятий в условиях конкурентной среды. И уже на сегодняшний день успех хозяйствующего субъекта в полной мере зависит от финансового положения на рынке, конкурентоспособности и дальнейших перспектив развития.

При этом миссия финансовой системы, в реалиях рыночной экономики, имеет такие особенности:

Распределительная роль финансов!

Благодаря финансам происходит распределение ВВП, ВНП, трудовых, материальных и природных ресурсов по определенным сферам экономики, отдельным регионам, а также субъектам экономической деятельности. Кроме этого, они необходимы для проведения социальной политики государства, которое также основывается на перераспределении материальных благ, в частности – пенсии, стипендии, пособия и субсидии.

Роль воспроизведения!

Финансы способствуют созданию необходимых фондов на различных уровнях национальной экономики – фонды накопления, потребления, фонды восстановления капитала, фонды возмещения производственных затрат.

Мониторинговая роль!

Эта роль финансов сводится к контролю над макроэкономическими показателями национальной экономики. Также финансовый контроль применим к отдельным субъектам хозяйственной деятельности. Исходя из размеров налогов и фонда заработной платы, существует возможность проанализировать масштабы и производственные мощности конкретной организации.

Стимулирующая роль!

Финансовое стимулирование осуществляется целым набором методов, среди которых: создание поощрительных механизмов; эксплуатация бюджетных ресурсов – льготы на налогообложение; применение санкций, в случае несвоевременной уплаты кредитного займа, сокрытия доходов, умышленной фальсификации налоговой декларации.

Регулирующая роль!

Через финансовую систему государство воздействует на конкретные предприятия и целые отрасли экономики, вследствие предоставления льгот, кредитов, отмены или введения налоговых ставок и т.д.

Социальная роль!

Эта роль финансов прямым образом зависима от социальной политики организаций и государства в целом. Предприятия, через спонсорскую помощь и закрепленные законодательством обязанности, способствует созданию необходимой обществу инфраструктуры и обеспечивает пополнение муниципальных бюджетов страны.
В свою очередь государство, посредством определенных фондов социального страхования и обеспечения, производит равномерное перераспределения бюджетных средств в обществе.

Политическая роль!

Также финансам отводится и политическая роль. При условии эффективного использования они способны обеспечить успешность проведения внутренней и внешней политики руководством страны, влияют на проведение мероприятий по модернизации системы обороноспособности, что положительно сказывается на экономической и политической независимости государства.

Итак, роль финансов в экономике сложно переоценить. Они осуществляют роль инструментов по эффективному функционированию экономической, политической и социальной системы страны, являясь одним из ключевых элементов капиталистических отношений, доминирующих во всем мире.

Финансы, как никакая другая категория (цена, кредит и др.) дают возможность приспособить (трансформировать) потребности производства к потребностям потребления. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, внедрять научно-технические достижения, стимулировать и обеспечивать различные общественные потребности.

В повседневной хозяйственной деятельности важна не сама по себе категория финансов, а конкретные формы проявления , виды которых устанавливаются государством. Определяя организационные формы проявления категории финансы, использует их как активный инструмент управления экономикой.

Как экономический инструмент хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное производство.

Количественное влияние характеризуется объемом и предложением мобилизованных, распределенных и использованных финансовых ресурсов.

Качественное влияние выявляется в интересах участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений (каким способом формируются финансовые ресурсы, в каких формах и на каких условиях осуществляется их движение и использование).

Существует три главных направления финансового влияния на процессы общественного развития:

Многие ошибочно думают, что финансы это непосредственно денежные средства и их эквиваленты (драгоценные металлы, Ценные бумаги и т.п.), но в реальности финансы это операции с денежными активами и их эквивалентами.

Роль финансов можно увидеть в основных функциях финансовых отношений: распределение, использование и перераспределение финансовых средств между участниками рынка. Финансы должны образовываться путем создания и инвестирования в различные объекты бизнеса, привлечение их у домохозяйств (частных инвесторов), использования свободных денежных средств предприятий, учреждений и организаций, а так же средств на денежных счетах государственных органов, когда они временно свободны от хозяйственных операций. Их распределение заключается в использование свободных средств у субъектов хозяйствования и предоставление их объектам бизнеса, частным лицам и государственным учреждениям, которым эти средства необходимы в данный момент времени. Именно на таких принципах строиться система взаиморасчетов в виде кредитов среди частных лиц, юридических лиц и государственных учреждений. Перераспределение финансов проявляется в действия государства и финансово-кредитных учреждений в системе использования средств одних лиц для обеспечения возможности функционирования и развития других субъектов хозяйствования и частных лиц.

Предприятия, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность, не могут обходиться без финансовых средств, в данном случаи роль финансов заключается в обеспечении данных субъектов средствами, которые необходимы для функционирования, работы и развития как отдельно взятого предприятия, так и в целом всю отрасль и даже экономику страны. Для получения кредитов и инвестиций, предприятия должны обратиться к финансовым учреждениям либо к частным инвесторам, которые будут осуществлять финансовую деятельность в виде кредитования и инвестирования. Данные виды деятельности не возможны без применения такого инструментов как финансовые средства и финансы.

Финансирования это процесс предоставления и использования по целевому характеру средств для определенных нужд с целью дальнейшего получения прибыли или социального эффекта. Под ролью финансов можно понимать систему, которая способствует осуществлению бизнес процессов на предприятии и все иных запланированных финансовых операций. Малый бизнес и средний бизнес, как и каждый субъект бизнеса, нуждается в привлеченных и заемных средствах. Осуществить данные процессы (заем средств) возможно только при использовании финансов в рыночно экономики. Финансы оказывают содействия экономики в виде изменений в наиболее приоритетных отраслях хозяйствования на данный момент времени.

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Основными участниками финансовых отношений являются:

1) государство;

2) хозяйствующие субъекты;

3) население.

Основные признаки государственных финансов:

1) денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов);

2) субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями.

3) в процессе этих отношений формируется государственный бюджет;

4) регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализует систему экономических отношений:

1) непосредственно между хозяйствующими субъектами – производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг;

2) в сфере производства и обращения;

3) между хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками и государством);

4) в финансово-бюджетной сфере – между хозяйствующими субъектами (работодателями и наемными работниками);

5) в сфере трудовых отношений. Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве:

1) производителя и потребителя на рынке товаров и услуг;

2) заемщика и инвестора на финансовом рынке; i 3 работодателя на рынке труда.

В рыночной экономике взаимодействуют 3 специфических основных рынка:

1) рынок товаров и услуг;

2) рынок труда;

3) финансовый рынок.

Все три рынка находятся в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции рыночной системы хозяйствования.

Функционирование финансов как экономической категории обязательно связано с действием объективных экономических законов.

На современном этапе особо выделяются такие сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми участниками финансовых отношений в условиях рыночной экономики.

В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой прежде всего по степени государственного регулирования экономики.

Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода стран. Финансы воздействуют на производство, ^ас-пределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.

Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях.

1) Распределительная функция финансов проявляется в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода (НД).

Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т. д.

Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК. Произошло перераспределение денежных средств между отраслями, Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т. д.

Цель – развитие производительных сил, создание рыночных структур в экономике, укрепление государства, дальнейшего роста благосостояния нации.

2) Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов → контроль за распределением ВВП по соответствующим фондам и целевым программам.

Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Федеральная таможенная служба; Федеральная налоговая служба; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д.

Цель – развитие общественного и частного производства, развитие НТП, улучшение качества работ во всех звеньях народного хозяйства.

Контрольная функция выполняет задачи экономического стимулирования в государстве, рационального и бережного использования ресурсов, точного соблюдения финансового законодательства, выполнения обязательств перед бюджетом.

3) Регулирующая функция – связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

4) Стабилизирующая функция – обеспечение для всех субъектов в государстве стабильных экономических условий (в первую очередь стабильность финансового законодательства).

С переходом РФ к рыночной экономике роль финансов в процессе расширенного воспроизводства существенно изменилась. В условиях административно-командной системы роль финансов была принижена и сводилась к роли надсмотрщика за сбором налогов: у предприятий изымалась вся прибыль, а в случае появления потребности в денежных средствах выделялись финансовые ресурсы из госбюджета, т е. имело место челночное движение финансовых средств.



Регулирование экономики – это изменение темпов роста отдельных структурных подразделений для перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются, и наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Различают 3 вида регулирования экономики.

1. Саморегулирование – это регулирование экономики самим рыночным механизмом. Рынок определяет и изменяет, пропорции, рост цен на отдельные товары вызывает увеличение прибыли при производстве таких товаров и выгодности вложения капиталов в эту отрасль экономики. Приток капиталов резко увеличивает производство товаров, оно превышает спрос, цены на товары падают, прибыль снижается и начинается отток капиталов из отрасли.

2. Государственное регулирование экономики . Рынок не в состоянии отрегулировать все проблемы, примером может служить фундаментальная наука. Ни в одной стране с рыночной экономикой она не финансируется частными предпринимателями, так как результаты в этой сфере деятельности непредсказуемы, поэтому фундаментальная наука финансируется: за счёт государственных средств. То же самое можно сказать и о других проблемах, например, финансирование обороны, решение социальных вопросов и т.д.

3. Регулирование экономики через финансы самого предприятия . В этом случае предприятие само определяет пропорции между накоплением и потреблением и другие пропорции.

3) финансовое стимулирование эффективного использования экономических ресурсов осуществляется различными методами:

§ через эффективное вложение финансовых ресурсов (н-р, выделение бюджетных ссуд на конкурсной основе);

§ через создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

§ через использование бюджетных стимулов (предоставление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

§ через использование финансовых санкций (штрафы и пени за неуплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т. п.).

Выводы по теме 3

Термин «финансы» произошел от лат. financia , означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в ХIII-ХV вв. Позже получил международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений. Это экономическая категория, выражающая денежные отношения по поводу формирования, использования и распределения централизованных денежных фондов (ВВП и национального дохода государства) и по поводу воспроизводства и распределения денежных фондов предприятий.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают:

§ между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции, работ и услуг;

§ между предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов;

§ между государством и предприятиями по поводу формирования бюджета;

§ между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами.

Финансы группируются в четырех направлениях:

§ финансы государства (бюджета)

§ финансы предприятий (прибыль)

§ финансы домашних хозяйств (семейный бюджет)

§ страхование

Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы – это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительная, контрольная, регулирующая, стабилизирующая.

Роль финансов в экономике сводится к 3 основным направлениям:

1) финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства – покрытие затрат за счет финансовых ресурсов;

2) финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

3) финансовое стимулирование эффективного использования экономических ресурсов.