Деревянный небоскрёб в Архангельске. XX-XXI век

На первый взгляд кажется, что дерево – далеко не лучший материал для строительства высотных зданий, ведь традиционно их строят из стали и бетона. Норвежские инженеры и строители решили опровергнуть это утверждение, начав в 2017 году строить деревянное здание высотой в 81 метр.

Общая площадь восемнадцатиэтажного дома составит более 11 тыс. кв. м.

На этой территории разместятся магазины, плавательный комплекс, гостиницы, рестораны, офисы и жилые апартаменты. Строение возводится из клееного бруса по стоечно-балочной каркасной технологии.

По словам конструкторов, по прочности здание не будет уступать обычным высотным домам, построенным по классической технологии.

Также инженеры отмечают что, хотя в мире уже построено немало многоэтажных зданий из дерева, но большинство из них возводится вокруг бетонного сердечника, в котором размещаются шахты лифта.

Высотка в Норвегии возводится без бетонного «ядра», и поэтому пока претендует на мировой рекорд среди всех зданий подобного типа.

Уйдя от этого решения, норвежцы столкнулись с рядом сложностей. Например, несмотря на внушительные размеры стоек каркаса, которые изготавливаются на заводе, а затем привозятся на строительную площадку и поднимаются краном, высокое здание из дерева раскачивается на сильном ветру.

Это особенно заметно на верхних этажах. Сказывается меньший, чем у железобетонной, вес конструкции.

Норвежцы решили эту проблему следующим образом – перекрытия верхних семи этажей смонтируют из бетонных плит.

Таким образом здание пригрузится, увеличится его масса, и уменьшится амплитуда раскачивания.

Следующая задача - обеспечить пожаробезопасность деревянных конструкций. Хотя при пожаре дерево, например, стропила или лаги перекрытия обладают большей огнестойкостью, чем металлические балки, норвежцы в высотке смонтируют современную систему пожаротушения.

Кроме этого, все деревянные элементы обрабатываются огнезащитными составами. Дополнительно конструкторы на компьютере проработали различные варианты пожара и спроектировали силовые балки так, что даже в случае прогорания нескольких из них здание не сложится, а будет стоять достаточное время для полной эвакуации всех жителей.

« Бетонные джунгли» будущего могут снова стать деревянными. Современные технологии строительства позволяют инженерам и архитекторам проектировать высотные дома и даже небоскребы из композитных материалов на основе древесины.

Древесина почти целиком состоит из «скелета» омертвевших клеток растения, точнее — из губчатой структуры, которую образуют их клеточные стенки. Эта конструкция может демонстрировать потрясающую прочность, удерживая многотонный ствол какой-нибудь секвойи, которая уходит на высоту более 100 м, выдерживает груз веток и листьев, противостоит ветрам и ливням. Удельная прочность некоторых видов древесины сравнима с алюминиевыми сплавами и даже легированной сталью. Она легко поддается обработке, комфортна, человечество десятки тысяч лет применяет ее в строительстве. И вместе с тем мы до сих пор не можем полностью использовать все преимущества древесины.

Айрат Багаутдинов, историк инженерии, автор проекта «Москва глазами инженера»: «Все новое — это хорошо забытое старое. В богатой деревом России строить высотные сооружения из него умели давно. Знаменитый Преображенский храм в Кижах, созданный более 300 лет назад, имеет высоту 37 м — это выше самого высокого деревянного здания в мире на сегодняшний день. Примерно в то же время была построена колокольня Петропавловского собора в Петербурге. Ее знаменитый шпиль высотой 30 м на протяжении первых 140 лет имел деревянный каркас. К сожалению, сегодня строительная индустрия в России не слишком наукоемка. Так что к нам композитные деревянные панели придут, вероятно, позже, чем в западный мир. Но когда все-таки придут, это станет возрождением наших старых добрых традиций».

Секвойя уходит на высоту 35- или 40-этажной башни, но надежно соединить отдельные деревянные детали и построить из них дом сравнимой величины пока не удавалось никому. Рекордные здания — такие как знаменитый 13-этажный деревянный сруб архангелогородца Николая Сутягина, сгоревший в 2012 году, или дом его американского единомышленника Горация Берджесса, достигающий высоты 30 м — с инженерной точки зрения выглядят курьезами. Построены они без определенного плана, на глазок, так что все, побывавшие внутри, вспоминают ходящие ходуном этажи не без трепета. Однако несколько кардинальных нововведений, которые архитекторы освоили в последние десятилетия, делают невозможное не просто возможным, но и вполне вероятным. «Я бы сравнил это с чем-то вроде начала «стальной революции», которая случилась 120 лет назад», — объясняет канадский инженер и архитектор Майкл Грин, один из главных проповедников применения древесины в строительстве высотных зданий. По его мнению, современные композитные материалы на ее основе стали достаточно прочны, надежны и огнеупорны. Осенью 2016 года в Ванкувере, на территории кампуса Университета Британской Колумбии по проекту Грина возведено 18-этажное (53 м) деревянное здание студенческого общежития. И похоже, что это действительно только начало: высотные дома из дерева строятся полным ходом по всему миру, а некоторые проекты достигают 80 этажей.


Канадские разработчики общежития Brocks подсчитали, что за счет использования новых материалов здание позволило «сэкономить» более 2500 т углекислого газа, которые были бы выброшены в атмосферу, если б оно возводилось целиком из бетона и стали. Это количество эквивалентно годовому объему выбросов от почти 500 легковых автомобилей.

К звездам

Прочность бывает разная. Способность материала выдерживать нагрузки без разрушения зависит от вида и направления нагрузки, динамической или статической. Но если растяжение и скручивание древесина выдерживает не хуже стали, то сжатие ее пористая структура переносит не так хорошо. Кроме того, она может заметно менять объем, поглощая влагу или высыхая, ее поедают грибки и насекомые, к тому же древесина горит. Все это — а также развитие черной металлургии — около 120 лет назад привело к долгому закату древесины. В качестве основного строительного материала ее потеснили сталь, бетон и стекло, окружающие нас повсеместно. Кажется, их торжеству не угрожает ничто, но в последние годы у древесины появился могучий союзник — клей. Вместе они образуют композитный материал, панели из которого не уступают в прочности железобетонным.

Технологии получения многослойных клееных деревянных панелей (Cross-Laminated Timber, CLT) разрабатывались в 1990-е в Австрии, Германии и Швейцарии. Сильный толчок к развитию они получили в начале 2000-х, когда в моду вошли «зеленые» технологии строительства. В самом деле, производства стали и бетона являются серьезными потребителями энергии и причиной существенных выбросов парниковых газов в атмосферу. В отличие от этого, растущая древесина не выделяет, а связывает атмосферный углекислый газ, накапливая массу: получается, что производство стройматериалов будет не увеличивать, а уменьшать его содержание в воздухе. По подсчетам, которые проделал йельский ученый Чед Оливер, полный переход со стали на древесину в строительстве снизит глобальные выбросы СО 2 на 15−20%. Остается получить из нее материал для «тяжелого» многоэтажного строительства, и технологии CLT стали таким решением.

Сутягин, он наш, соломбальский, а если точнее сказать, он из Первой Соломбальской деревни. Всего в Соломбале три деревни: Первая, Вторая и Третья. Названия старинные, на всех картах отмечены. Вытянулись они друг за дружкой по берегу Кузнечихи.

Хозяева в этих деревнях справные были. В каждом доме корова была, лошадь, а то и две, ну, а без лодки или карбаса, ты, считай, и не мужик. Без карбаса тебе в деревне никакого почета-уважения не будет. На карбасах и к Белому морю на рыбную ловлю ходили, и сено с дальней пожни, тоже, на карбасе доставляли. Моряки да рыбаки из соломбальцев у капитанов всегда в почете были.
При Советской власти народ, конечно, пожиже стал, поленивее, да и пить больше стали.

Сутягин ленивым не был, но и на Советское государство, за грамоты да путевки в санаторий, ему работать не больно-то хотелось. Жил бы Сутягин в прежние времена, быть бы ему Хозяином. Имел бы шхуны да пароходы, может, рыбой торговал бы, может, лес и смолу заготавливал бы. Но при Советской власти ему ходу, конечно, не было. «Шабашил», бригады собирал, что-то строил, да без особого размаха, хотя деньги были. Через деньги и пострадал. Что-то, видать, не поделил с конкурентами, и спалили его старинный, дедовский дом, подчистую. Дотла спалили, а вместе с домом и три машины сгорели.

Но вскоре разрешили кооперативы создавать, и тут Сутягин развернулся. Техники где-то достал, мужиков толковых насобирал, и дело у него пошло. Дело пошло, а деньга попёрла. В начале девяностых много денег стало у Сутягина. И решил он на месте сгоревшего дома построить новый. Нанял строителей, лес купил, бруса-досок напилил, и начал дом строить!

Сутягин, он, хоть и деловой человек, но в душе романтик. Захотелось ему не простой двухэтажный дом построить, а что-нибудь эдакое, повыше. Да чтоб башенка наверху была, чтобы можно было, сидя в этой башенке, чай-кофе попивать, да умные мысли думать. Спросил мастеров, могут ли они такую башенку сделать? Запросто, ответили мастера, ты нам только деньги плати. Будешь хорошо платить, мы тебе из дерева второй Эмпайр Стэйт Билдинг построим. А что, подумал Сутягин, это идея! Одно дело, сидя в башенке, чай-кофе пить и на Кузнечиху смотреть, и совсем другое дело, если из этой башенки двинскими далями можно будет любоваться.

Сказано-сделано! Сутягин деньги отстёгивает, машины брус да доски подвозят, строители топорами машут, работа кипит. Построили несколько этажей. Сутягин доволен. С самого верха и вся Кузнечиха как на ладони, и Двину вдалеке видно, и Кегостров. Но жизнь человеческая из того и состоит, что у человека всё новые и новые желания появляются. «Сказка о Золотой рыбке» Пушкиным ведь не на пустом месте написана.

Спросил Сутягин мастеров, можно ли еще выше дом построить, чтобы с самого верха море Белое увидеть? Можно, сказали мастера, только ты нам побольше денег плати, так как мы уже на такой высоте работаем, что у нас головы кружатся и к концу дня общая усталость в организме наступает.
Сутягин, как боевой конь удила закусил, деньги платит, машины брус да доски подвозят, строители топорами машут. Наконец, построили последнюю башенку и остроконечную крышу над ней поставили. Всё!

Хочется сказать, что после этого закинули мастера свои топоры в Кузнечиху и сказали: «Не было такого дома до нас и после нас не будет». Но нет, не говорили таких слов мастера, и топоры свои в воду не кидали. Не те времена…

Сутягин хотел уже в доме окна вставлять, полы настилать, лестницы строить, да не тут-то было! Соседи, до этого с ужасом взиравшие на выросший по соседству с их домами небоскрёб, опомнились и начали дружно строчить жалобы. Оказалось, что Сутягин затеял строительство своего чудо-дома, не имея на то разрешений ни от городского архитектора, ни от пожарных, ни от районной администрации. Чистая, наивная душа, дитя природы!
Да и время-то какое было? Середина бурных девяностых. Только в те времена чиновники районной администрации могли не замечать выросший на берегу Кузнечихи деревянный небоскрёб до тех пор, пока народ не стал писать жалобы.

Городские и районные власти, опомнившись, заявили: «Дом построен незаконно и должен быть снесён!»
Сутягин сказал: «А вот хрен вам! Не трогайте мою хрустальную мечту своими грязными руками».

К спору подключился главный в городе специалист по деревянной архитектуре, профессор Барашков, заявивший, что дом на самом деле двухэтажный, а на строительство двухэтажного дома специального разрешения не нужно. Оторопевшие власти поинтересовались, а что же такое построено выше второго этажа? Профессор Барашков разъяснил властям, что это крыша, просто она такая… несколько необычная…
Власти призадумались. Соседи Сутягина продолжали писать жалобы.

Неожиданно в противостоянии наступил перерыв. Один из сотрудников фирмы Сутягина украл у него крупную сумму денег. Это Сутягин так говорил.
Сотрудник говорил, что он чист, как слеза ребенка и никаких денег не брал. Сутягин ему не поверил и вывез на окраину города, в заброшенное бомбоубежище.
В течение трех дней Сутягин угощал сотрудника чаем-кофием, и по хорошему, по отечески просил вернуть деньги. Это Сутягин так говорил.
Сотрудник говорил, что чая-кофия ему не предлагали, не кормили, держали связанным, и даже иногда били.
Суд поверил не Сутягину, а его сотруднику, и упёк Сутягина на несколько лет в колонию.

Весь срок Сутягин не отсидел, вышел досрочно. Живёт в этом доме, на двух первых этажах. Власти периодически делают вялые попытки заставить Сутягина разобрать дом, но тот отвечает, что у него денег на разборку дома нет. У властей денег тоже нет. Соседи продолжают писать жалобы.

Ветры и дожди постепенно разрушают деревянные конструкции. Когда дует сильный ветер, иногда сверху падает оторвавшаяся доска и планирует в соседский огород. Осенью в тех местах ходить жутковато.

Мне кажется, что иногда, летом, в хорошую погоду, Сутягин поднимается по опасно скрипящим лестницам-времянкам на самый верх самой высокой башни и смотрит в сторону Белого моря.

Скажите мне, где, в какой стране человек может угрохать часть своего состояния только на то, чтобы из верхней башенки своего дома было видно море, при этом, забыв получить разрешение на строительство дома. Загадочна душа русского человека…

«Дом Сутягина» (Деревянный небоскрёб, Соломбальский небоскрёб) , неофициальное название Гангстер-хаус — деревянный 13-этажный дом, построенный в Соломбале (север Архангельска) бизнесменом Николаем Сутягиным. Самострой. Дом был частично разобран в декабре 2008 года по решению суда (до четырёх этажей). 5 мая 2012 года оставшаяся часть от деревянного небоскреба была уничтожена пожаром.

Являлся одной из самых высоких частных деревянных построек в России, уступая при этом в высоте некоторым ярусным деревянным храмам

Дом Сутягина расположен в Архангельске, он считается самым высоким деревянным зданием в мире и насчитывает 13 этажей. Дом сделан по старинной технологии, без единого гвоздя. Из последнего, тринадцатого этажа, видно Белое море.

Строительство началось в 1992 году с трёхэтажного здания. В конце 1990-х годов Сутягин отбывал заключение в местах лишения свободы, и строительство было приостановлено, но после его освобождения вновь возобновилось.

Дом Сутягина был признан сенсацией года на конференции «Деревянное строительство в северных городах», проходившей в норвежском городе Тронхейме, его планировали занести в Книгу рекордов Гиннесса как самое высокое деревянное здание в мире.

В июле 2008 года суд постановил, что здание построено незаконно, поскольку в Архангельске запрещено строить частные деревянные здания свыше двух этажей без предварительного согласования с властями, и должно быть снесено за счёт владельца. На решение суда Сутягин подал апелляцию.

По заявлению пресс-секретаря управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области Натальи Китаевой, дом должен быть снесён не позднее 1 февраля 2009 года.

14 ноября 2008 г. был объявлен тендер на проведение работ по сносу здания, в связи с отказом Сутягина сделать это самостоятельно. Максимальная стоимость работ была определена в 2 миллиона 600 тысяч рублей. Срок выполнения не позднее 1 февраля 2009 года.

22 декабря 2008 года рабочие приступили к разборке строения. 23 декабря 2008 года в Новостях НТВ было показан видеосюжет о начале сноса дома. 26 декабря 2008 года была снесена верхняя башня дома Сутягина.

Остатки от дома, разобранного до уровня 4 этажа по решению суда, сгорели 5
мая 2012 года. Четырёхэтажное деревянное здание загорелось от соседской бани, пожар в которой начался около 20.00. Тушение пожара закончилось около полуночи.

Баня Сутягина, построенная рядом с тринадцатиэтажным домом, также имеет внушительный размер.


Зал Великого Будды - см. размеры людей у здания!

Сегодня - о жемчужине первой исторической столицы Японии - Нары - буддистском храме Тодайдзи - самом большом деревянном здании в мире с самым большим бронзовым Буддой в мире!
Сам храм первоначально был основан в 725 году, для утверждения столичного статуса Нары (тогда называлась Хэйдзё), 16-метровый бронзовый Будда был отлит в 752 году, на него ушло сотни тонн бронзы, много ртути и воска. Землетрясения частенько оставляли божество без головы, нынешняя датируется концом 17 века. По преданию строительством и металлургией храма занимались 2 млн.человек - ну вот как после этого древним верить?!
Вокруг изваяния воздвигнут Зал Великого Будды, к-рый неоднократно перестраивался. Нынешний, датируемый началом 18 века, был воздвигнут с помощью мастеров из южного Китая. По преданию здание меньше первоначального на треть, но все равно считается самым большим деревянным зданием в мире. С двух сторон ранее стояли 100-метровые пагоды (самые высокие в мире, если верить источникам), но землетрясение 1709 года их разрушило, руины были демонтированы, а пагоды больше не восстанавливались.
Вообще за звание самого-самого деревянного здания в мире кое-что могло бы с храмом Тодайдзи и поспорить, например:

Оригинал взят у nosikot

- Храм Истины в Паттайе (Таиланд), видео нем тут: http://nosikot.livejournal.com/1001985.html , нормальный пост о нем я еще не написал, но одно фото вот:


Храм Истины, деревянный, но с гвоздями, разумеется - современное строение

13-этажный дом Сутягина в Соломбале (Архангельская обл.), высотой 38м, построен местным жителем в 1992-2008 (с перерывом на отсидку хозяина), его хотели занести в книгу Гиннеса, но строение было признано местными властями незаконным, в 2008-09 гг частично демонтировано, остатки сгорели в 2012 году...

Дом Сутягина в Соломбале, ныне не сушествует...

Вообще хочу сказать размеры Зала Великого Будды впечатляют, хотя мы и привыкли к бетонным громадинам...
Смотрим фото храма:



Ворота Нандаймон


Страж Будды


Еще одно фото здания...


Вот и сам Великий Будда


Слева от Будды один из просветленных - босацу


Еще один небесный хранитель - Тамонтэн


Макет храма до землетрясения 1709 года, еще с пагодами


Вот такие бревнышки шли на строительство, рядом - одноразовый зонт


Кто пролезет через отверстие в столбе - просветлеет... Неужели все дети?! Надо было попробовать и застрять!

Другие отчеты по поездке:

7 глава "Японии" - Нара: http://nosikot.livejournal.com/1179453.html
Дополнение к главе 7 - Самое большое деревянное здание в мире (этот пост!)
6 глава "Японии" - Осака: http://nosikot.livejournal.com/1177648.h tml
Дополнение 1 к главе 6 - Умеда Скай билдинг: http://nosikot.livejournal.com/1159526.h tml
Дополнение 2 к главе 6 - Замок Осаки: http://nosikot.livejournal.com/1161416.h tml
Дополнение 3 к главе 6 - Аквариум Кайюкан: http://nosikot.livejournal.com/1164961.h tml
Дополнение 4 к главе 6 - Парк "Юниверсал студиос": http://nosikot.livejournal.com/1170306.h tml
5 глава "Японии" - Химедзи, замок Белой цапли: http://nosikot.livejournal.com/1156498.h tml
"оперативный отчет":
4 глава "Японии" - Хиросима: http://nosikot.livejournal.com/1151911.h tml
Дополнение 1 к главе 4 - Парк Мира: http://nosikot.livejournal.com/1142732.h tml
Дополнение 2 к главе 4 - Мияджима, святилище Ицукусима.