Парадокс бережливости означает что увеличение сбережений приводит к. Смотреть страницы где упоминается термин парадокс бережливости

Парадокс бережливости означает, что стремление общества больше сберегать приводит к таким же или меньшим объёмам сбережения, то есть не приводит к увеличению объёма.

Если прирост сбережений не сопровождается приростом инвестиций, то любая попытка домохозяйств больше сберегать окажется безрезультатны в связи с мультипликативным снижением равновесного уровня выпуска.

Предположим, ожидая спада деловой активности в экономике домохозяйства увеличивают сбережения с S0 до S1.

Если одновременно с ростом сбережений растут запланированные инвестиционные расходы с I0 до I1, то равновесный уровень выпуска не меняется и спада производства не произойдёт, более того в структуре производства будут преобладать инвестиционные товары, что создаёт условия для будущего экономического роста. Однако при этом, ограничивается текущий уровень потребления населения. Таким образом, возникает альтернатива выбора: либо экономический рост в будущем при ограничении уровня текущего потребления населения, либо отказ от ограничения уровня текущего потребления ценой ухудшения условий долгосрочного экономического роста.

Парадокс бережливости может иметь положительное значение для экономики, если она функционирует в условиях полной занятости. В данной ситуации растущий совокупный спрос будет вызывать только повышение уровня цен (инфляция спроса), поэтому появления у домохозяйств стимулов сбережения приведет к сокращению совокупного спроса, а следовательно к снижению темпов инфляции.

Макроэкономическое равновесие и модель IS.

Модель IS характеризует все возможные комбинации "процентная ставка - доход", при которых совокупные планируемые расходы общества равны совокупному доходу, а следовательно товарный рынок уравновешен.

Лекция 4.

Формулы 1 к графику 9 из предыдущей лекции.

Формулы 2: Алгебаический вид модели.

Изменение автономных расходов приводит к смещению кривой IS (автономное потребление, автономные налоги, автономные инвестиции, определяемые внешними факторами, автономыне расходы на закупку экономических благ). Если изменяется чувствивтельность инвестиций к ставке процента (d) или предельная склонность к потреблению (Cy), то изменяется угол наклона кривой IS. Предположим,



Формулы 3.

Рассмотрим влияние отдельных параметров модели на изменение положения модели инвестиции-сбережения.

Чем больше чувствительность инвестиций к процентной ставке, тем положе кривая IS.

График 1 (6 графиков)

а) чувствительность ниже, кривая круче - 3 графика

б) чувствительность выше - 3 графика

точки А и ситуация: Так как процентная ставка ниже равновесной, инвестиционные расходы растут, как следствие, увеличение совокупных планируемых расходов, которые превышают совокупный доход общества (избыточный спрос).

точки В и ситуация.

Чем выше предельная склонность к потреблению, тем положе кривая IS.

График 2 (6 графиков).

а) предельная склонность ниже, кривая круче - 3 графика

б) пред склонность выше, кривая положе - 3 графика

Формулы 4.

Рассмотрим влияние изменения автономных расходов на положение кривой IS.

Пусть будут увеличиваться гос закупки.

Формулы 5.

Лекция 5.

Увеличиение инвестиций при каждой процентной ставке.

Исходя из того, что агрегированный товарный рынок находится в равновесии:

Формулы 1.

Предположим, увеличиваются автономные инвестиции, определяемые внешними факторами, то есть увеличивается параметр е.

Формула 2.

Кривая инвестиций смещается вверх вправо. Следовательно по новому будут определятся совокупные планируемые расходы.

Формула 3.

Спрос на деньги и его виды.

Принято различать деловой и спекулятивный спрос на деньги.

Деловой спрос существует в силу реализации деньгами функции средства обращения. Домохозяйствам необходимы деньги для приобретения потребительских товаров и оплаты потребительских услуг, фирмам необходимы деньги для покупки экономических ресурсов. Деловой спрос зависит от номинального ВВП, так как и изменение уровня выпуска, и изменение уровня цен требует большего количества денег для приобретения экономических благ.

Спекулятивный спрос возникает в тех случах, когда экономические агенты желают иметь запасную стоимость, то есть определённые сбережения. Данный спрос на деньги связан с реализацией деньгами функции средства накопления.

Общий спрос на деньги - это то количество денег, которое люди хотят иметь для сделок и в качестве активов при каждой возможной величине процентной ставки.

Предложение денег. Денежная масса и её структура.

Предложение денег - это имеющееся в экономике общее количество денег на данный момент времени.

Государство обладает монопольным правом на выпуск денег и регулирует их предложение в экономике. Регулирование предложения денег со стороны государства называется денежной политикой. В некоторых странах данную политику непосредственно осуществляет правительство, однако чаще, это прерогатива Центрального Банка страны, частично независящего от правительства.

Графически предложение денег представляет собой абсолютно неэластичную (вертикальную) прямую, так как руководящие кредно-денежные органы и финансовые учреждения снабжают экономику стабильным количеством денег.

Лекция 6.

Денежное предложения представимо денежными агрегатами. Совокупность всех денежных агрегатов образует денежную массу страны.

Денежная масса (совокупность денежных агрегатов) обычно структурируется по степени ликвидности ее компонентов.

Ликвидность – способность денежных средств, быть обращенными в наличные для совершения экономических сделок. По мере снижения ликвидности в число компонентов денежной массы последовательно включаются активы, все в меньшей мере способные выполнять функцию средства обращения и в большей мере способные выполнять функцию накопления, что приводит к увеличению денежной массы.

Не существует единой номенклатуры агрегатов денежной массы. Ее состав и структура определяется, прежде всего, уровнем и характером развития денежного рынка, а так же особенностями политики Центрального Банка.

Структура денежной массы в РФ

М0 – наличные деньги в обращении

М1 = М0 + … депозиты до востребования населения, а так же средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах

М2 = М1 +… срочные вклады

М3 = М2 +…. депозитные сертификаты банков и облигации государственного займа (квази деньги)

ликвидность (стрелка вниз) (Рисунок 1)

Принято различать деньги в узком и широком смысле слова.

В узком смысле – М0, М1, выполняют функцию средства обращения.

В широкой смысле - М2, М3, почти деньги, которые связанны с функцией накопления.

В реальной действительности ЦБ может напрямую влиять только на денежную базу. Денежная база в узком смысле включает в себя наличные деньги в обращении и обязательные резервы, хранящиеся в ЦБ.

Государство в лице ЦБ может влиять на изменение денежного предложения по 3м направлениям:

1) Операции на открытом рынке по купле-продаже государственных ценных бумаг. С целью стимулирования деловой активности ЦБ покупает государственные ценные бумаги, что приводит к увеличению фактических резервов банка и как следствие мультипликативное увеличение предложения денег.

2) Политика изменения учетной ставки процента. ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам под определенный процент. В условиях стимулирования деловой активности ЦБ снижает учетную ставку (ставка рефинансирования), что позволяет коммерческим банкам взять больше кредитов и увеличить фактические резервы, как следствие мультипликативное увеличение предложения денег.

3) Политика изменения нормы обязательных резервов. ЦБ напрямую указывает долю обязательных резервов для коммерческих банков. В условиях стимулирования деловой активности ЦБ снижает норму обязательных резервов, что приводит к увеличению денежного предложения.

Воздействие ЦБ на состояние экономики.

Сегодня мы поговорим про парадокс бережливости, который является одним из последствий чрезмерной экономии. Современные экономисты не выработали единого мнения о парадоксе бережливости, поэтому в этой статье мы постараемся самостоятельно разобраться в этом понятии.

Парадокс бережливости. Определение

Парадокс бережливости был впервые описан в работах известных экономистов У. Кертчинга и У. Форестера. Это определение было разработано на основе оценки разнообразных экономических процессов, которые происходят в обществе.

Парадокс бережливости состоит в том, если при кризисных явлениях люди стараются как можно больше сэкономить на «черный день», то этот день наступает значительно быстрее.

Причина такого положения дел состоит в том, что при росте уровня сбережений населения, существенно сокращаются объемы его потребления. Таким образом, совокупный уровень спроса в экономике государства снижается, что, в свою очередь, снижает совокупный объем продаваемых товаров и вызывает падение производства. Из-за падения производства уменьшаются объемы зарплат сотрудников, которым становится значительно сложнее заниматься накоплениями.


Описанные выше явления отрицательно сказываются как на производителях, так и на потребителях.

Парадокс бережливости вызывает снижение темпов роста экономики государства, так как именно высокий уровень потребления со стороны населения является основным фактором, стимулирующим рост экономики.

Существует множество причин, вызывающих возникновение парадокса бережливости. Основной причиной является страх населения потерять собственные денежные средства из-за кризисных явлений. Из-за возникновения каких-либо слухов о скором кризисе, население начинает отказываться от совершения дорогостоящих покупок. Это происходит потому, что из-за страха потерять работу и остаться без средств к существованию, люди стараются накопить как можно больше свободных денежных средств.

Практика показывает, что для выхода из кризисной ситуации государству необходимо стимулировать потребительский спрос. Но парадокс бережливости заставляет население сокращать свой уровень потребления. Получается своеобразный замкнутый круг, который не позволяет государству оперативно преодолеть кризисную ситуацию и возобновить экономический рост. Увеличение уровня накоплений населения, усугубляет кризисную ситуацию, а люди, замечая, что положение в экономике становится все хуже, тратят еще меньше, так как боятся остаться без средств к существованию в будущем.

Преодоление парадокса бережливости

В настоящее время существует два основных метода, при помощи которых государство может перебороть парадокс бережливости и выйти из кризисной ситуации. Первая методика состоит в стимулировании при помощи государственных заказов разнообразных отраслей народного хозяйства. В качестве примера можно привести ситуацию, когда в 2008 году руководство РФ приняло целый перечень различных госпрограмм, призванных стимулировать внутренний спрос. Одной из таких мер выступала программа утилизации автомобилей, которая одновременно решала проблемы с экологией (старые авто гораздо сильнее загрязняют атмосферу, чем новые), а также со сбытом отечественных автомобилей. При помощи этой программы можно было приобрести лишь отечественные авто, благодаря чему удалось добиться роста загруженности предприятия российского автомобилестроения.

Также в этом году министерство обороны разместило существенные заказы на приобретение грузовых авто марки КАМАЗ.


Благодаря описанным выше целевым программам, государству удалось простимулировать продажи дорогостоящей продукции автомобилестроения.

Второй методикой, при помощи которой государство может преодолеть парадокс бережливости, являются публичные заявления от ведущих политических деятелей, а также от экспертов в области экономики. Описанные выше заявления необходимы для того, чтобы вселить в население уверенность в завтрашнем дне и заставить людей тратить имеющиеся накопления на приобретение разнообразной продукции. Следует признать, что вторая методика является менее эффективной, так как население далеко не всегда верит заявлениям руководства страны.

Важно упомянуть, что далеко не все экономисты согласны с тем, что парадокс бережливости в состоянии существенно усугублять кризисную ситуацию. Эти эксперты утверждают, что накопления населения в виде являются инвестициями и оказывают на экономику не отрицательное, а положительное воздействие. Проблема состоит в том, что во время кризиса большая часть населения не доверяет банкам и старается хранить накопления дома.

Несмотря на то, кто из этих специалистов прав, можно смело утверждать, что без грамотного вмешательства государства, преодолеть кризис в экономике практически невозможно.

Парадокс бережливости вытекает из теории макроэкономического учения Джона Мейнарда Кейнса, которое проявило себя благодаря Великой депрессии в США 1929-1933 гг. и отступлению от традиционной экономической школы. Можно долго спорить о причинах этого кризиса, но есть факт, что люди забирали все свои сбережения из банков, и это повлияло на развитие кризиса. Население боялось потерять свои деньги из-за негативных ожиданий, которые появились на основе биржевого краха США, когда было значительное падение стоимости ценных бумаг. Эти ожидания складываются из поведения рационального экономического человека (когда экономический субъект не стремится получить наибольшую выгоду, а сохранить имеющееся сбережения с дополнительной прибылью) и информационного вакуума, который весь был заполнен негативными экономическими прогнозами.

30-е годы в США прошли под знаменем развивающегося биржевого рынка и все возрастающих котировок акций крупных компаний. Тогда все были обескуражены простым методом быстрого заработка, ты покупаешь акции крупной компании, их стоимость растет, и в конце благополучно продаешь её следующему покупателю. Всем казалось, что этот процесс будет идти бесконечно, а те, кто говорили о том, что не нужно бездумно вкладывать все деньги в фондовый рынок, который ничего не производит, подвергались многочисленным нападкам прессы и получали ярлык пессимистов. Но у каждого начала есть свой конец, на самом деле этот процесс был рефлексивным, а сама тенденция самоусиливающейся, то есть любая компания могла пустить слух о поглощении других компаний или о планируемом двукратном росте своих котировок и рынок действительно начал создавать увеличивающийся спрос и соответственно растущую цену акций. В действительности, цена была искусственно наращенной и когда крупные игроки забирали свои вложения, то схема подъем-спад имплементировала свою вторую часть. На самом деле, акции мог купить даже сапожник, потому что брокеры давали в долг денежные средства и получали проценты с дивидендов, это показывает масштаб и общедоступность участия игры на бирже. В «черный вторник» на рынок попало больше половины всего количества акций компаний и те, кто сохранил акции, пытаясь не усугублять положение, потеряли всё. Люди начали забирать деньги из банков, так как боялись их дефолта и сами же ускорили этот процесс, сократив их резервы до нулевого уровня. Это показывает перераспределение денежной массы в превалирующем отношении у населения. В 1933 году уже придумали страхование рисков, чтобы дать некоторые гарантии клиентам банка, но как все знают, нужные кризисные решения принимаются после самого кризиса. Монетаристская система без активного и творческого вмешательства властей в кризисную ситуацию привела к коллапсу банковской системы.

Роль сбережений в экономическом развитии значительна, и это доказывает пример, рассмотренный ранее. Поэтому следует изучить накопления как фактор экономического роста и возможности его регулирования.

Сбережения – это часть дохода, предназначенная для использования в будущем. Люди накапливают резервы тогда, когда расходы меньше чем доходы, в этологическом понимании это форма инстинктивного поведения человека, поэтому свойственна всем представителям человеческого вида. Следуя из этого суждения, у человека будет больше сбережений, когда его реальная заработная плата растет и поэтому накопления можно считать за уровень благосостояния населения.

Выглядит все логично, но действительно ли это так? Рассмотрим позитивные и негативные стороны дальнейшей реализации этих накоплений в условиях экономического спада. Согласно традиционному экономическому подходу, доход экономического субъекта разделяется на две части: потребление и сбережение. Потребление составляет совокупный спрос, спрос стимулирует предложение, и соответственно растет реальный ВНП, идет экономический рост. А сбережения представляют собой дальнейшие инвестиции, которые увеличивают предложение и останавливают спад за счет увеличения денежной массы и развития производства. Соответственно, накопления являются мерилом инвестиционной активности населения и чем их сумма больше, тем большую часть денежной массы инвестируют.

С точки зрения Кейнсианского подхода, доход также делится на потребление и сбережения, но сбережения, особенно в условиях кризиса, отрицательно влияют на экономику. По сути говоря, человек сберегает больше, чем расходуют инвесторы, он сокращает совокупный спрос, снижаются цены, сокращается производительность, рост безработицы и снижение зарплат. То есть чем больше человек сберегает, тем значительнее уменьшается его доход. Также, хроническая недостаточность спроса, вызванная постоянным желанием сберегать, рождает отрицательное сальдо у инвесторов, следовательно, пропадает желание инвестировать и экономический спад становится глубже. Это называется «парадоксом бережливости», когда стремление сберегать разрушает стимулы к инвестированию и к сбережению. Но на самом деле, чтобы увеличить свои запасы, население должно больше тратить и меньше сберегать.

Так полезны ли сбережения для общества в целом или нет? Для ответа на этот вопрос необходимо найти корреляцию между накоплениями и экономическими агентами. Самый главный плюс для государства и бизнеса – это превращение сбережений в инвестиции, ведь именно от их объема зависит ВНП, безработица, уровень жизни населения и другие макроэкономические показатели. Также сбережения – это потенциальные заемные средства у населения. Государство может брать взаймы у частного сектора, выпуская облигации. Как правило, эти облигации охотно приобретаются из-за статуса надежного заемщика и из-за высоких процентов. Но государство может потеснить кредитные организации в частном секторе, что ведет к уменьшению свободного капитала на рынке, сокращению количества денежных вкладов, сокращению банковских резервов, уменьшению денежной массы и роста безработицы. Понижение нормы резервирования или ставки рефинансирования до уровня прогнозируемой инфляции могут смягчить этот эффект. Следующая особенность сбережений – это стимулирование экономической активности. Экономический субъект, как правило, накапливает резервы для того, чтобы их потратить в будущем и абсолютно все деньги так или иначе будут потрачены в перспективе. Но ясно, что стоимость денег в товарном отношении в разное время меняется, в случае с Россией, ежегодная официальная инфляция составляет в среднем 10% и исходя из этого можно сказать, что на 100 рублей в 2015 и в 2016 году можно купить различное количество определенного товара, единственная возможность сохранить деньги – это открыть вклад в банке под ежегодный процент. Чем больше люди держат денег в банке, тем больше они могут предлагать кредитов, тем больше будет стимулов для предпринимательства и помощи бизнесу. Но не стоит забывать про обесценивание денег из-за увеличения объема кредитования, так как займ – это всегда увеличение денежной массы и значит увеличение инфляции, но банки будут балансировать спрос, увеличивая ставки по кредиту, поэтому этот процесс можно назвать саморегулирующимся. Еще один положительный эффект – это инвестиционная реализация накопленных средств, как уже было сказано ранее, сбережения могут рассматриваться, как уровень готовности населения инвестировать.

Главный минус накоплений состоит в том, что деньги, не поступающие в оборот в данное время тормозят совокупное потребление и спрос, что сильно влияет на экономический рост страны и инвестиции в целом, так как расходы инвесторов меньше, чем расходы покупателей. Хотя резервы и будут когда-нибудь потрачены, но это уже плюс для будущей экономики, которая постепенно образовывается из настоящей. Бизнесу необходимы покупатели сейчас, чтобы производить товар, но если их нет, товар не будет ждать на полках своих будущих покупателей, дистрибьюторы просто откажутся его принимать, ведь, как известно, спрос рождает предложение. Следующий недостаток состоит в том, что кризисные деньги важны для экономики, как дождь во время засухи, но покупатели скорее всего сократят свои расходы и увеличат сбережения из-за ожидания дальнейшего спада, пытаясь создать некий «финансовый амортизатор» для своего бюджета. Но также покупатели могут оставить свои расходы на прежнем уровне, финансируя дисбаланс своими сбережениями, но для этого необходимы 2 условия: 1 – это осознанность временного характера кризисного явления и 2 – это наличие достаточной суммы сбережений.

Традиционный взгляд классической теории на процесс сбережений и инвестиций всегда подчеркивал благотворность высоких сбережений, ведь чем выше сбережения тем больше предложение заемных средств и тем больше возможностей для увеличения инвестиций. Поэтому рост сбережений, по логике классической школы, должен способствовать росту инвестиций, дохода и процветанию нации.

Однако, Кейнс, на основе опыта Великой депрессии 1929-1933 гг пришел к совершенны иным выводам. Это был самый глубокий экономический кризис за всю историю развития рыночной экономики. Так, в США с 1029 по 1933 реальный ВВП сократился на 27%, а уровень безработицы вырос с 3 до 25 %. Экономисты до сих пор спорят о том, что вызвало Великую депрессию. С точки зрения Кейнса, причиной депрессии явилось резкое сокращение уровня расходов на товары и услуги. Крах фондовой биржи в 1929 г привел к уменьшению богатства домохозяйств и увеличив неопределенность заставил потребителей сберегать большую часть их доходов. Но увеличение сбережение означало ни что иное, как уменьшение потребления. Предельная склонность к потреблению резко сократилась, а это означало сдвиг вниз кривой планируемых расходов из положения Е 1 в положение Е 2 (см. рис.23). Следствием явилось сокращение уровня дохода с Y 1 до Y 2 . Как только началась депрессия, произошли события, способствующие еще большему сокращению расходов. Повсеместные банкротства банков снизили объем инвестиций и, следовательно привело к дальнейшему сдвигу кривой планируемых расходов из Е 2 в положение Е 3 . Доход сократился с Y 2 до Y 3 , что вызвало резкое сокращение налоговых поступлений в государственный бюджет. Политики в то время были больше озабочены балансированием бюджета, чем использованием бюджетной политики для стимулирования экономики. Поэтому сокращение налоговых поступлений в государственный бюджет вызвало резкое уменьшение государственных расходов. Бережливость государственных деятелей привела к дальнейшему сдвигу кривой планируемых расходов из Е 3 в положение Е 4 и, как следствие, к углублению экономического спада. И так все эти процессы наложились друг на друга и привели вместе к резкому падению ВВП.


Рис.22 Движение к состоянию равновесия

Рис 23. Парадокс бережливости

НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА И МУЛЬТИПЛИКАТОР

Важнейшим инструментом макрокономического регулирования наряду с кредитно-денежной (монетарной), является налогово-бюджетная (фискальная) политика государства.

Гибкая (дискеционная) налогово-бюджетная политика - это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложения и государственными расходами с воздействия на уровень экономической активности. Она оказывает непосредственное воздействие на уровень совокупных расходов, на объем ВВП и занятость населения. Важно отметить, что при проведении гибкой фискальной политики законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т.п.

Примечательно, что после выхода в свет работ Дж. М. Кейнса в развитых странах приоритет отдавался не монетарной, а именно налогово-бюджетной политике. В условиях глубокой депрессии по Кейнсу кредитно-денежная политика может оказаться неэффективной.

Например, если ЦБ снизит реальную учетную ставку процента до нуля (что и происходило в период мирового кризиса 2008-2009 гг) он не сможет еще больше стимулировать кредит. Только налогово-бюджетная политика, согласно кейнсианскому подходу, может вывести экономику из кризиса.

Стимулирующая налогово-бюджетная политика предлагает рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок в период рецессии.

Напротив, сдерживающая фискальная политика предполагает снижение государственных расходов и/или рост ставок налогов если экономика окажется в состоянии "перегрева".

Стимулирующая политика может сопровождаться бюджетным дефицитом т.е. повышением текущих расходов государства над доходами. ласти сознательно идут на этот шаг, стремясь добиться увеличения совокупных расходов и достижения уровня полной занятости.

Личные сбережения (S), как уже упоминалось, это часть располагаемого дохода, которая используется домохозяйствами в целях накопления богатства. Сбережения определяются остаточным методом, т.е. располагаемый доход за вычетом расходов на потребление:

S=DI - C. (11.3)

График функции сбережения показывает зависимость сбережения от размера доходов.

В нашем примере в точке А сбережения равны 0, зона слева от точки демонстрирует отрицательные сбережения, т.е. «жизнь в долг», зона слева от точки показывает рост сбережений по мере роста доходов.

Средняя склонность к сбережению ( APS) - та доля общего дохода, которая сберегается.

В нашем примере в точке А сбережения равны 0, зона слева от точки демонстрирует отрицательные сбережения, т.е. «жизнь в долг», зона справа от точки показывает рост сбережений по мере роста доходов.

Т.к. доход после уплаты налогов либо потребляется, либо сберегается , то сумма потребляемой и сберегаемой (непотребляемой) частей должна поглотить всю величину дохода любого уровня, т.е.

APC+APS=1. (11.4)

Предельная склонность к сбережению (MPS) - та доля любого прироста (сокращения) дохода, которая сберегается.

PS = Изменения в сбережениях S / Изменения в доходах DI. (11.5)

Большинство экономистов считает, что для экономики в целом MPC и MPS относительно постоянны.

Сбережения широких слоев населения являются источником инвестиций для предпринимателей, посредником между ними выступает банковская система (см. тему 13). Источником инвестиций являются также накопления самих хозяйствующих субъектов.

Инвестиции (I) означают расходы на строительство новых заводов, на станки и оборудование с длительным сроком службы и т.п. Что определяет уровень чистых расходов на инвестиции? Основные факторы: 1) ожидаемая норма чистой прибыли, которую предприниматели рассчитывают получать от расходов на инвестиции; 2) ставка процента по кредитам; 3) степень загруженности производственных мощностей; 4) уровень налогообложения; 5) скорость внедрения новых технологий; 6) уровень экономической конъюнктуры.

Отметим, что инвестиции следует осуществлять до такого момента, когда ставка процента равна ожидаемой норме чистой прибыли.

Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции представляют собой общую сумму ресурсов, направленных в течение данного периода времени на увеличение основного капитала и запаса.

Валовые инвестиции складываются из двух составляющих. Одна из них называется амортизацией, представляет собой инвестиционные ресурсы , необходимые для возмещения износа основных средств, их ремонта, восстановления до исходного уровня, предшествовавшего производственному использованию. Вторая составляющая - чистые инвестиции - есть вложение капитала с целью увеличения, наращивания основных средств посредством строительства зданий и сооружений, производства и установки нового оборудования, модернизации действующих производственных мощностей. Чистые инвестиции = валовые инвестиции - амортизация.

Автономными называются инвестиции, которые не зависят от уровня доходов, например рост рождаемости потребует дополнительного строительства детских учреждений, т.е. инвестиции будут увеличиваться под влиянием внешних по отношению к экономике факторов. Автономные инвестиции также могут осуществляться в виде первоначальных вливаний в экономику, «инъекций» при создании новых отраслей производства товаров и услуг. Производные или индуцированные инвестиции зависят от динамики национального дохода, их источником является доход, полученный в предшествующем периоде и направляемый на расширение производства.

Проблема состоит в том, что сбережения осуществляются одними хозяйствующими субъектами, а инвестировать могут совсем другие. Инвестиции зависят от процентной ставки, а сбережения от доходов. Динамика инвестиций и сбережений определяется разными факторами.

Парадокс бережливости заключается в том, что попытки общества больше сберегать, при неизменном уровне инвестиций, могут фактически привести к тому же или даже к меньшему объему ЧВП.

I и S1 - кривые текущих инвестиций и сбережений. Они определяют равновесный уровень У1. Допустим, что домохозяйства, ожидая спада производства, пытаются сберечь больше при данном уровне дохода, чтобы отложить «на черный день». Эта попытка на графике изображена как сдвиг S1 - S2.

Но этот сдвиг создает излишек сбережений над запланированными инвестициями при уровне равновесия У1. Известно (см. раздел 11.3), что эффект мультипликатора приведет к тому, что незначительный прирост сбережений (или снижение потребления) выразится в гораздо большем снижении равновесного У2. Сбережения представляют собой изъятия, утечку потенциальных расходов из потока «расходы - доходы». Вследствие роста сбережений потребление становится меньше и его уже недостаточно, чтобы выкупить с рынка весь объем произведенной продукции; это обстоятельство приводит к снижению общего объема производства (ЧВП).

Однако инвестиционные товары, т.е. средства производства, реализуются внутри предпринимательского сектора. Поэтому инвестиции можно рассматривать как инъекции доходов в поток «доходы - расходы», что дополняет потребление. Если сбережения идут на дополнительные инвестиции, экономика будет развиваться ускоренными темпами.

«Парадокс бережливости» - одно из наглядных проявлений существа кейнсианской концепции: совокупный спрос - доминанта экономической конъюнктуры.